Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Опасные заблуждения о раннем развитии

Все родители хотят для своих детей самого лучшего. Взрослые боятся вырастить неуспешного ребенка, все вокруг твердят, «что после трех уже поздно». Детский психолог Кристина Кисленко рассказывает, чем может навредить слишком раннее развитие.


Источник: Depositphotos.com

Не развитие, а способ потешить самолюбие родителей

Ведущей деятельностью дошкольника является игра – свободная, эмоциональная, творческая. Именно в играх он учится фантазировать, делать выбор и управлять своим поведением. «Жертвовать» временем для игр ради развивающих занятий ни в коем случае нельзя, однако и отказываться от обучения совсем не стоит.

Важно правильно подойти к выбору развивающей методики. Например, многие из них сводятся к досрочному обучению школьным навыкам (чтение, письмо, счет), а также накоплению энциклопедических знаний.

Специалисты в области детской нейропсихологии, психофизиологии и педагогики говорят о том, что такие методы не являются развивающими в истинном значении этого слова. Речь идет скорее о натаскивании ребенка на выполнение определенных действий и демонстрации достижений окружающим.

В лучшем случае ребенок просто «проглотит» неактуальную для своего возраста информацию. Например, дошкольник вполне может запомнить несколько десятков государственных флагов. Другое дело, насколько эти знания на самом деле развивают его интеллект? Скорее это довольно безобидный способ потешить самолюбие родителей.

«Работа над ошибками» будет стоить очень дорого

Существуют и опасные последствия обучения, не соответствующего возрастным возможностям ребенка. Опережающие интеллектуальные нагрузки приводят к энергетическому и информационному обкрадыванию нервной системы ребенка.

Яркий пример – попытки научить чтению двухлетку. В таком возрасте мозговые центры, отвечающие за механизм распознавания буквенных знаков, еще не созрели. Задача оказывается слишком сложной для ребенка. Чтобы справиться с ней, мозг использует те ресурсы, которые обычно направлены на развитие других функций.

Например, для 1-3 лет, это координация движений (крупная моторика), восприятие пространства, развитие активной устной речи. Получается, родители заранее обучают ребенка чтению, которое он и так освоит чуть позже, и при этом лишают его энергии для развития тех навыков, которые должны сформироваться именно сейчас. Восполнить этот пробел в будущем будет довольно сложно.

Ребенку не нужны просто знания

Как родителям избежать подобных ошибок? Во-первых, вместо прямого обучения конкретным навыкам лучше сделать акцент на развитии психических функций, на основе которых эти навыки формируются.  

Вместо раннего чтения, математики, письма – игры и упражнения, направленные на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Вместо большого объема информации к запоминанию – способы эффективного восприятия и обработки важной информации в дальнейшем.

Важно дать ребенку не знания сами по себе, а орудия, с помощью которых он сможет самостоятельно добывать информацию, хранить и использовать ее.

Найти универсальную методику развития, которая отвечала бы всем этим целям, невозможно. Однако есть огромное количество игр и пособий, которые направлены именно на развитие познавательных процессов. Среди них – как популярные, которые есть в каждом доме (лото, мемори, головоломки, виммельбухи), так и малоизвестные, которые в своей работе используют логопеды, психологи и педагоги. Подробнее об этих играх мы расскажем в  следующей статье.

Читайте также: Нужны ли детям «развивашки»: опыт мамы.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
21
Lilit L
В ответ на комментарий от Та самая Лиля История переписки2
Та самая Лиля
Это точно, именно так вы разпознаете кого водили в сад регулярно , кто у бабушки отсиживаляс и не только с соплями. А мнимиы е"болезни живота" - ведь это они уже усволи как манипулировать взрослыми, штаны как следует заправльть - только к концу щестого года или даже в первом классе.
СсылкаПожаловаться
ну тут уж многое от родителей зависит))) Наша барышня ни дня не ходила в дет. сад, но мы ей не потакаем, с полутора лет учила её одеваться самостоятельно, сейчас вон уже и с уборкой помогает (ей сейчас 6,5), пыль протереть, кровати заправить, диваны-кресла пропылесосить - это уже её обязанности, и ведь делает качественно)). Про одеться-обуться самостоятельно - это уж и речи не идёт, я могу помочь только замок на платье на спине застегнуть. Просто надо родителям осознавать, что наша обязанность именно научить ребёнка обходиться без нас, а не жить за него.
СсылкаПожаловаться
Та самая Лиля
В ответ на комментарий от Lilit L
Lilit L
с года до трёх лучше научить ребёнка самого одеваться-обуваться, шнурки завязывать и пуговицы застёгивать - отличные упражнения для развития мелкой моторики, да ещё и бесплатно. А то посмотришь иной раз - ребёнок умеет читать-писать-считать, уже на английском говорить начинает, а правый ботинок всё на левую ногу надевает, не может сам ни обуться, ни одеться(((( Много раз такое видела в развивайке, куда дочь водили. Развивайку выбрали специально так, чтобы там не давали знаний и навыков не по возрасту.
СсылкаПожаловаться
Это точно, именно так вы разпознаете кого водили в сад регулярно , кто у бабушки отсиживаляс и не только с соплями. А мнимиы е"болезни живота" - ведь это они уже усволи как манипулировать взрослыми, штаны как следует заправльть - только к концу щестого года или даже в первом классе.
СсылкаПожаловаться
Boshenta
Восприятие верёвки как змеи так же ошибочно, как и восприятие верёвки как верёвки. Авторы статей на тему "после трёх уже поздно" так же не правы, как и автор данной статьи. Присоединяюсь к высказанному ранее мнению Галины Добровой: нельзя навязывать ребёнку то, к чему у него ещё нет когнитивных предпосылок. Но искусственное торможение развития нередко приводит к не менее печальным последствиям, и потеря интереса к учёбе из них, наверное, самое безобидное.
Говорю целиком и полностью на собственном опыте: читала вывески, отдельные слова и короткие фразы уже в 2,5 (бабушка показывала буквы, но планомерного обучения не было), в четыре потребовала у мамы азбуку и одолела её за один день. Скорость обучения, скорость восприятия информации остаётся высокой даже сейчас.
Сталкивалась я и с искусственным торможением - последний год детского сада и первый класс (в школу пошла в шесть, устроив не один десяток безобразных истерик!) были настоящим адом.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru