В России будет единый учебник по истории

На днях президент России Владимир Путин собрал рабочую группу, в которую вошли ученые, историки, учителя и другие эксперты, чтобы обсудить с ними, как продвигается работа над концепцией единого учебника истории. На встрече президент пояснил, чего сам ожидает от данного учебника. Неужели этот проект настолько важен, что им должен заниматься лично глава государства?

lori-0001510422-bigwww800.jpg
Источник: Migration

Ни для кого не секрет, что качество выпускаемых в последние два десятилетия с лишним школьных учебников упало на непозволительно низкий уровень. Из года в год Минобрнауки утверждает новый федеральный список допущенных и рекомендованных учебных пособий, но все равно в них обнаруживаются самые невообразимые ляпы.

«Лента.ру» приводит самые вопиющие случаи: в одном учебнике русского языка Гоголя путают с Горьким, на обложке учебника по естествознанию – глобус изображен в зеркальном отражении, а на тетрадке в клетку, выпущенной уже в январе 2014 года, в таблице умножения значится, что 6×6=32, а 7×3=24. Еще московские школьники получили дневники, на которых текст об Архангельском соборе иллюстрируется Успенским собором.

Впечатляет и учебник «Окружающий мир» для четвертого класса: там утверждается, что позвоночник размещен перед грудной клеткой, а дельтовидная мышца – на голени. Стоит ли после этого удивляться тому, как катастрофически снижается из года в год качество отечественного образования? Ведь наши дети изучают основные школьные предметы именно по таким источникам. Пользователи рунета уже окрестили издаваемые сейчас учебные пособия жестко, но емко: «Типограф компас пропил».

«История – увлекательная наука: как захочешь, так и было»

Особенно опасно, когда безответственно искажаются гуманитарные науки, в особенности – история. Почему именно история? По определению великого писателя-гуманиста Мигель де Сервантеса, «история - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Каждый думающий человек рано или поздно начинает искать ответы на современные злободневные вопросы именно в истории.

Научный руководитель рабочей группы по созданию единого учебника истории, директор Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян сказал в своем интервью: «История превратилась в ведущую гуманитарную дисциплину во всем мире. Во всем мире, в том числе и в России, настоящий бум на историческую беллетристику. Подойдите к любому развалу или книжному киоску – и вы увидите там сотни названий книг, совершенно разных, часто весьма непрофессионально написанных, но вызывающих интерес к истории. Люди ищут ответы на вопросы сегодняшней жизни, они ищут аналогии с тем, что было. Когда история перестает быть просто абстракцией, схемами, а становится живой историей, историей людей, столкновений характеров, настроений, это всегда вызывает интерес».

Мнение академика подтверждают данные ВЦИОМ. Согласно прошлогоднему опросу общественного мнения, выяснилось, что историей России интересуется большинство опрошенных (59%); 16% из них – постоянно, а 43% – время от времени. Ни один из предметов, который входит в состав школьной программы, и близко не приближается к таким показателям.

Однако учебные пособия по этому важному разделу знаний, так же как и по другим предметам, изобилуют самыми грубыми ошибками и неточностями. Так, в одном учебнике по истории России восстание Пугачева датируется XVII веком, а в другом пособии утверждается, что Дворец Советов планировали строить на месте гостиницы «Россия», а не на месте храма Христа Спасителя. Но и это еще не главное.

«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков»

Большинство учебников, которые выпускаются сейчас во всем мире – от США до Франции, и от Германии до Китая – рассказывают о величии собственной страны. И, в тоже время, негативные факты истории там не ретушируются. Как представляется, это единственно правильный путь к тому, чтобы дети не просто гордились своей историей, но и увлекались ею.

Архимандрит Тихон Шевкунов, приглашенный эксперт на встрече у президента, рассказал одну примечательную историю: «У нас высшее учебное заведение – Сретенская духовная семинария, и как-то раз я задал студентам вопрос: «Кто такой генерал Карбышев, и кто такой генерал Власов?» Что генерал Карбышев – герой Великой Отечественной войны, погибший в немецком плену под пытками – мне не ответил практически никто. Когда я же спросил, кто такой генерал Власов, руку подняли все. Но мнения разделились. Большая часть студентов сказала, что это – борец со сталинским тоталитаризмом и герой. А остальные сказали, что это был предатель. «Откуда вы это взяли?» – спросил я. «Из учебников». Потом мне принесли учебник по истории, один из многих, где была фотография генерала Власова перед строем РА с подписью: «Предатель или герой?».

Вот против такой дезориентации молодежи, дегероизации выдающихся граждан своей страны и героизации предателей, и должно в первую очередь выступать историческое сообщество. И, в тоже время, нельзя закрывать глаза на те трагические события, которые были в нашей истории – сталинские репрессии, к примеру. Надо просто называть вещи своими именами, и составлять учебник, отталкиваясь от реальных исторических фактов.

Январские тезисы президента

Владимир Путин считает, что единый учебник истории – это не официозное единомыслие, а единая логика преподавания, основанная на объективности, уважении к собственному прошлому и любви к Родине. Президент подчеркнул, что важно донести до учащихся неразрывность и взаимосвязь всех этапов развития нашего государства и нашей государственности. Самые драматичные и неоднозначные события в истории – это неотъемлемая часть нашего прошлого, и мы должны относиться к ним с уважением, ведь это основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода.

Мы сами вольно или невольно принижаем то, что было сделано нашими предками за время существования Российского государства. Зачем мы это делаем, непонятно. Ничего нельзя преувеличивать, разумеется, и нос задирать по каждому поводу и без повода, но объективная оценка может и должна быть дана всему, что сделано нашим народом более, чем за 1000 лет.

По мнению президента, некоторые оценки по истории второй мировой войны, которые содержались в ряде учебников, - это «просто безобразие», и идеологический мусор. «Вот от этого нам нужно избавиться в первую очередь», – сказал Владимир Путин.

Запланировано, что уже до начала нового учебного года все экзаменационные материалы, в том числе вопросы ЕГЭ, должны быть сформированы на базе новой концепции по истории России. Параллельно с этим начнут готовить новую линейку учебников по истории.

Историю пишут победители?

Как водится, единая концепция учебника истории вызвала целый шквал критики. Так, например, член Комитета гражданских инициатив (КГИ), член Совета по правам человека при Президенте РФ, историк и журналист Николай Сванидзе предсказывает, что такой учебник может многих обидеть, а единая концепция вообще не нужна: «Предположим, период сталинского режима. Как говорить правду, и никого не обидеть? И тех, у кого сталинский портрет в красном углу вместо иконы, и тех, кто считает, что он – кровавый убийца, который уничтожил миллионы людей? Нужно объяснять, что все не так просто. История – это не леденец, дорогие дети!».

Александр Рубцов, руководитель Центра исследований идеологических процессов Института философии РАН, категорически недоволен наполнением еще ненаписанного учебника: «Списки имен пугают. Россию делали кто угодно, но не купцы или промышленники. «Годы великих потрясений» (1914-1922) не отмечены никем из культуры, кроме Чапаева. «Русский авангард» свелся к Татлину. Философии нет вообще (есть Соловьев Сергей, но нет Владимира). Есть Плисецкая, но нет Улановой, новая архитектура уперлась в Щусева, а правление Путина озарено тремя гениями: Церетели, Шилов, Глазунов».

Комитет гражданских инициатив под руководством Андрея Кудрина, в который входят Леонид Гозман, Николай Сванидзе, Владимир Познер и др., обнародовал заявление, в котором высказано опасение, что единый учебник лишь усугубит раскол в обществе. «В современной России, где политическое многообразие и недопустимость преобладания одной идеологической доктрины закреплены ст.13 Конституции РФ, попытка унификации исторических оценок через «единый учебник» способна привести к расколу общества, причин для которого сегодня в нашей стране и так более чем достаточно».

История – это союз между умершими, живыми и еще не родившимися. Прекрасно, если в России наконец появится учебник, который объективно преподаст исторические уроки, и при этом будет в меру идеологизированным. Без идеологии мы уже жили последние двадцать лет с лишним – нам не понравилось. Важно лишь, чтобы составители концепции выполнили все свои обещания, и тогда, будем надеяться, что-то сдвинется с мертвой точки и в системе российского образования в целом.