Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Школа мечты: какой ее видят российские учителя

Накануне Дня учителя мы попросили педагогов помечтать и рассказать, какой они представляют себе идеальную школу. Ту, в которой были бы счастливы дети, и в которую учителя бы сами с удовольствием шли каждый день.


Дима Зицер — педагог, психолог

Школа мечты — это место, куда ребенок хочет идти. Сейчас же мы зачастую просто будим детей по утрам и внушаем: давай, сынок, пора идти. А зачем и почему надо? Это довольно дурацкая история: делать что–то без понимания того, зачем тебе это вообще нужно.

Спросите у него, зачем он идет в школу. Педагоги должны построить процесс так, чтобы у ученика ответ на этот вопрос был. В школе мечты ребенок учится понимать мир и выстраивать отношения вокруг себя.

В школе мечты не ставят ни двойки, ни пятерки. Потому что сами по себе оценки унижают человеческую личность. Любые отношения могут оказаться на грани краха, если постоянно ставить оценки.

Представьте двух взрослых людей. Мужчина говорит: тебе за секс четверка с минусом! Женщина ему отвечает: а тебе вообще тройка! Долго они протянут вместе? Не думаю.

Оценивать детей также неправильно. Оценка убивает любопытство и рождает комплексы. Неправда, что дети без оценок не будут учиться. Конечно, будут. Просто нужно преподавать ярко и с интересом.

Дима Зицер | Instagram

Школы мечты – это та, где у ребенка остается время на себя. У любого человека есть таланты, но, если у него огромное количество уроков, кружков, домашних заданий и обязанностей, ему просто некогда подумать о том, чего он действительно хочет.

Задача родителей – помочь и поддержать. Да, мамы и папы – это заказчики образовательных услуг. И далеко не всегда они хотят быть включены в учебный процесс. Пусть они интересуются школьными делами ровно столько, сколько их это интересует. Дети должны понимать: то, чем они в школе занимаются, маме с папой интересно. И еще — что дома им помогут, поддержат.

Александр Лобджанидзе — президент Межрегиональной ассоциации учителей географии, доктор педагогических наук

Школа мечты – это хороший коллектив учителей, с которым приятно работать. Ученики, которые с нетерпением ждут своих занятий. При такой комбинации точно все получится. Как добиться того, чтобы дети были такими? Старый добрый рецепт: у талантливого учителя – талантливые ученики.

Александр Лобджанидзе

Я против безликого серого пространства. В такое не захочется приходить ни детям, ни взрослым. Каждый кабинет должен быть особенным. Это задача педагога. Именно учитель создает среду, показывает, чем интересен его предмет.

Важны не только кабинеты, но и коридоры. Выбегая на перемену, ребенок тоже должен обращать на что-то внимание. Мы в свое время придумали развесить забавные цитаты из Григория Остера. Детям они понравились. Но важно не стоять на месте. Повисели цитаты какое-то время – снимите их. Придумайте что–то новое.

Оценки должны быть в любом случае. Другое дело, что можно пойти нестандартным путем и попросить детей самих ставить друг другу оценки. То есть учитель выполняет роль ментора, а ученики сами решают, кто и чего заслуживает.

Вот взяли двое работу над проектом. Прошла неделя, они подводят итоги: ага, тут ты потрудился, а тут ты работать не захотел. Это и анализ, и опыт оценки, и подготовка к ситуации, когда оценки человек получает уже от коллег по работе.

Одному предмету – несколько кабинетов. В 90-е у меня спросили: каким вы видите кабинет географии в школе мечты? Я ответил: а почему речь идет об одном кабинете, дайте мне четыре! В первом я бы сделал круговую кинопанораму и сверху сферу. Это было бы пространство без парт, но с кондиционерами и проектором звездного неба. Во втором кабинете бы проходили презентации с проектором и мультимедиасистемами.

В третьем кабинете я бы сделал лабораторию с минералами и горными породами. Четвертое пространство использовал бы как зимний сад, чтобы у детей была возможность и отдохнуть.

Максим Рыжов, учитель биологии и замдиректора школы №619 Санкт-Петербурга

В идеальной школе занятия начинаются позже. У всех разные ритмы, но почему бы не позволить детям поспать немного дольше? Первый урок начинался бы, скажем, в 10 утра. Ведь в большинстве случаев детей просто соскребают с кровати в 7-8. И учителям было бы приятно поспать подольше, чего уж там.

Максим Рыжов

Просторные кабинеты. В советские годы почему-то обожали эти узкие коридоры и небольшие комнатки. Мне кажется, чем больше света и пространства – тем лучше. Во-первых, каждый ребенок смог бы сидеть за своей партой. Во-вторых, в большой комнате удобно проводить необычные по формату уроки: занятия по литературе и истории могли бы сопровождаться спектаклями.

Зоны отдыха для учителей. Речь не об одной на всех комнатке, а о небольших, но разных помещениях, где можно было бы найти себе занятие по интересам. В одном стоит барабанная установка, в другом – боксерская груша. Выпустить лишнюю энергию было бы здорово.

Родители ходят на занятия с детьми. Конечно, речь не обо всех уроках. Но мы, например, регулярно стараемся проводить открытые занятия. На таких используется микроскоп, проводятся опыты – это интересно и полезно. Дети видят, что их дела важны мамам и папам. А родители видят своими глазами, что учитель адекватный, что детям с ним интересно.

Ирина Ильичёва, директор гимназии №1409

Школа мечты – это не стены, а настроение. Если при ее строительстве интересуются мнением родителей, учителей, то и получается пространство мечты. Важны все детали: фасад, окружение, кабинеты, столовая, раздевалки – абсолютно все.
Ирина Ильичёва
Идеальная школа открыта ко всему новому. Она не замыкается сама на себе, в ней не закрываются наглухо двери. В школе все должно быть подчинено задаче раскрыть таланты ребенка. Нужно сделать все, чтобы он не заскучал. Меняться, меняться и еще раз меняться.

Уроки преподают по-новому. Сейчас многие учебные заведения проводят занятия в необычных форматах: квесты, театральные выступления, интеллектуальные игры. Это здорово! Школа мечты – это не скучное сидение 45 минут за партами. В ней должны быть медицинская лаборатория, планетарий, студии танцев, современные спортзалы.

Управлением занимаются и дети. Да, я знаю, о чем говорю. Это отличная работающая модель. У нас в ученом совете есть и родители, и дети. Мы вместе управляем школой. Каждый вправе внести предложении и идеи. За этой моделью управления и есть будущее.

Татьяна Гартман — педагог дополнительного образования, блогер

Дети сами выбирают предметы. Отказавшись от ненужного, они бы сконцентрировались на том, что им действительно интересно. Человек должен гореть желанием получить то, что он хочет. И если химия ему не принципиально важна, то почему он не может более детально изучать литературу? Это было бы выгодно и для учителей: они бы уделяли внимание заинтересованным ученикам.

Татьяна Гартман

Вкусная еда. Этим, увы, могут похвастаться далеко не все учебные учреждения. Дети просто не хотят есть в школьной столовой. Серая холодная овсянка и правда выглядит не очень. Давайте сделаем больше выбора – больше ярких и вкусных овощей и фруктов. Причем каждый ребенок должен выбирать то, что ему хочется. 

Зона отдыха для детей. Мне не по душе формальный подход. Те же уроки литературы не обязательно проводить, сидя за партами. Некоторые произведения надо чувствовать – значит, ребенку надо позволить принять удобную позу, прилечь на удобное кресло-мешок, закрыть глаза.

Так можно и уроки музыки проводить. Ребенок должен весь обратиться в слух, а не думать о том, как у него все затекло.

Родителям в школе мечты нужно бывать пореже. Я бы проводила только ежегодные собрания, на которых обсуждала бы перспективы, цели и задачи для каждого ребенка. У нас большинство родителей почему-то знает, как надо учить. Но по факту они только мешают учебному процессу. Помогать детям дома и поддерживать – это необходимость. А вмешиваться во все уроки – неправильно.

Читайте также: 

Все движется любовью: монологи лучших учителей России

Как учатся по сингапурской методике в московских школах

6 горячих вопросов о «домашке»

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
53
Евгения Рощина
Сами по себе начинания интересные,хорошие. Но тут главное грамотно все поставить. По описанию этих педагогов - школа это такое розовое облачко с ангелочками,которые с восторгом бегут на учебу...но мы же знаем,что дети есть неусидчивые,а есть просто избалованные и нахальные - поэтому такое расслабленный учебный процесс должен быть очень серьезно организован. Плюс еще родители встречаются своеобразные, с которыми тоже к пониманию придти очень непросто.Я уж не говорю о комитетах родительских,которые за спиной педагогов( так как на них ложиться уголовная ответственность) любят заниматься разного рода самоуправствами.
СсылкаПожаловаться
Василий Петрович
Если нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!
СсылкаПожаловаться
Олеся Лабыкина(Аяпова)
самое хорошее образование было при Царе - батюшке Николае 2, мы считаем что девочки и мальчики должны учиться в разных учреждениях и программа у них тоже должна быть разная, тогда мальчики будут знать, что такое патриот Родины, а девочки что такое культура общения и поведения в обществе мужского пола! И вообще вернуть ИБД!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимПросто выговориться и побухтеть
Инертность - двигатель прогресса! Только чьего спрашивается? Ответ - детей. Я о них, о цветиках жизни, нежных инфантах. Или ваши не такие? Сами-сами?

А мой опыт - выучили (с репетиторами), пристроили (ну это уж кого как), подписались на кредиты (сначала до диплома дожать, потом ипотеку бы што ль). А они - чады  - благоухают, все принимая, как должное. Женщина в соку (лет в сорок с хвостиком) примет зятька в квартиру, молодые плодятся-размножаются - маменька отжила считай.

Пример - соседка ближайщая, куды бечь из дому не знает, где голову приклонить не выдумает. И за прочими примерами далеко ли ходить - сыночка родный, институт одолел, при работе непыльной, а съезжать и не хочет - накладно самому-то, а тут все оплачено, еда завсегда, бельишко свежее.

Отдельно живут, похоже, лишь те, кому дома не фартит - уедают мозг и нервы изводят. А любименькие - в неге да сливках до упора. Или это только у меня вокруг такая идиллия под родительскими абажурами?
352
АнонимБутылки налево, картонки направо (с)
Сейчас по радио услышала, что с 1 января в Москве будет организован раздельный сбор мусора - правда? Горожане готовы разделять?
У нас года три назад поставили решетчатый контейнер для пластика  - и люди бросали туда только пластик. В этом году на нем написали "Пластик-стекло-бумага". Теперь эти три вида мусора лежат в одном контейнере, дворники утром выбирают бумагу и увязывают в отдельные кипы, добавляя упаковочный картон из контейнера для строительного мусора так как коробки из-под бытовой техники большие и никуда больше не помещаются (
257
ТатаВ чем отличия логопеда и дефектолога?
Если можно простыми словами...
161
Хочу в ПростоквашиноСоветуйте.
Беда не приходит одна. Я уж не знаю где затерялась моя бела полоса, но я еще надеюсь))))
Короче, я неудачно упала, подвернула ногу. как итог гипс на ближайшие две недели и больничный на этот же срок, а может и больше. 
В общем это предыстория. А смысл в другом. Чем заняться то?ходить нельзя, но само самой по чуть на одной ноге скакать буду. 
Может какие книги или сериалы посоветуете?Что Вас впечатлило из последнего?
Всем здоровья
138
АнонимЧто волшебного делают мануальные терапевты и остеопаты?
Девочки, давайте обсудим)
Лет 10 у меня шейный остеохондроз в связи с сидячей работой за компом.Иногда бывает обострение, стандартное лечение порошок - нимесил в первые дни, таблетки мидокалм и уколы витамины мильгамма, ну и мазилка какая-нибудь (последний раз врач випросал выписал). На физио я не хожу, и времени нет, и боюсь воздействия на щитовидку. Раз в год, иногда чаще я делаю большой курс общего массажа, но с акцентом на спину и шею. Массажист сильный, людей после травм и дцп поднимает.
С прошлого года боль усилилась. Раньше я во время обострения могла работать, сейчас первые 3-5 дней даже лежать больно. Сделали снимок и мрт, диагноз не изменился, лечение тоже. Зимой, весной и летом мне пришлось ухаживать за тяжелобольной, и жила в больнице, ночевала на стуле, иногда на операционной каталке. Плюсом стала болеть поясница.
В августе снова сделала полноценный курс массажа (вроде 14-15 сеансов вышло).

С октября живу в состоянии стресса, шея терпимо, а вот поясница болит, особенно слева, я даже проверила почки(всё норм) и стало отдавать в ногу левую. Не смертельно, но весьма ощутимо. Стандарный курс лечения(выше описанный) не помог.

Посоветовали мне сходить к мануальщику на консультацию. Сходила, по его мнению, я 80-летняя развалюха
. Обка*ал моего массажиста. И голову, и шею, и плечи, и руки, и таз, и ноги у меня больные и надо срочно применять мануальные техники, иначе я буду хромать и что-то там ещё. Сказал, что максимум 4 сеанса, а потом идти на кинезитерапию (правильно написала?).
У меня проблемы по гинекологии, было 2 операции в этом году, и гинеколог против всяких подобных воздействий хотя бы год.

Подскажите, кто ходил к таким мануальным терапевтам или остеопатам, что они реально делают? чем они отличаются?
И главное, это действительно некое волшебное воздействие и всё перестанет болеть?

Либо, пожалуйста, поделитесь, как Вы лечите шейный, грудной и поясничный остеохондрозы. Всем здоровья!
128
АнонимМужчина с двумя детьми : стоит или нет?
Всем доброго времени суток. Мне 23 года, окончила институт, имею хорошую работу. Летом познакомилась с мужчиной (32 ему), у которого от первого брака есть двое детей- дочь 5 лет и сын 4 года. Мне он нравится, он уже говорит о переезде, но вот думаю я: нужно мне это? Жене бывшей было 18 лет на момент брака, по залету проще говоря. Изменила, забеременела от молодого коллеги и ушла от него. Он и сам виноват в этом, но вопрос сейчас о другом. Вы бы решились строить что-то серьезное с мужчиной, имеющего такое прошлое?
126
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru