Ролевые, имитационные, метафорические и другие психологические игры для всех возрастов

Они помогают решить даже самые сложные вопросы.
ребенок
Источник: Unsplash

Игра — это эффективный инструмент развития, поэтому доцент кафедры теоретической и практической психологии Камчатского госуниверситета им. Витуса Беринга Ольга Ширяева много играет. Играет с педагогами, студентами и школьниками. Играет в ролевые, имитационные и метафорические игры — и считает, что для решения самых разных проблем игру в своем арсенале необходимо иметь родителям, воспитателям и учителям.

В последнее время ученики средних классов с неохотой включаются в игры. Все это — специфика подрастающего поколения. 

«В моем игровом арсенале есть, как я ее называю, игра-хоррор “Волк и семеро козлят”. Игроки выбирают трех “коз”, которые тянут карточки, одной из них выпадет роль настоящей матери, а другие станут переодетыми волками. Остальные участники — “козлята” — будут задавать “козам” вопросы, пытаясь угадать, какой “козе” можно открыть дверь.

Эта игра-тренинг направлена на воздействие убеждения, умение считывать вербальные и невербальные сигналы, повышение уверенности в себе.

Несколько лет назад дети с удовольствием принимали в ней участие, но в последнее время я заметила новую тенденцию. Большинство школьников отказываются включаться в эту игру. Это связано с неумением выстраивать стратегии поведения, с проблемами с навыками убеждающего воздействия и другими навыками коммуникации», — рассказала она.

Исследования современных ученых Джереми Уолша и Алана Диггса говорят, что, когда ребенок много смотрит телевизор и бесконтрольно сидит в гаджетах, у него блокируется участок мозга, отвечающий за творческое и образное мышление. Если такому человеку предложить решить задачу открытого типа, где отсутствуют заученные варианты, его мозг начинает паниковать: он привык работать с тестами, в которых ограниченное число вариантов ответа, и от него никто не требует креативности и изобретательности.

Феномен игры 

В определенный период жизни игра является ведущим типом деятельности. Ребенок в дошкольном возрасте играет, и через игру он начинает и управлять миром и познавать его. Потом этот тип деятельности никуда не исчезает, он просто перестает быть ведущим, поэтому человеку в любом возрасте нравится играть.

И в нашем цифровом мире у взрослых — психологов, педагогов, родителей — появилась новая задача: развивать мягкие навыки и эмоциональный интеллект у детей и подростков.

Для этого их необходимо учить играть.

Что делает игра?

Она создает позитивное настроение, позволяет немножечко перенестись из настоящего и посмотреть на себя и какое-либо событие со стороны. От игры остается ощущение, которое было в детстве, когда ребенок получал удовольствие даже от того, что он сам выбирал, во что хочет играть. Поэтому, когда людям предлагают поиграть, у них ослабляются защитные механизмы, и психологи могут прикоснуться к тому, что обычно недоступно.

Какие бывают игры

Во время игры взрослые могут заметить проблемы ребенка. Предлагайте детям играть в настольные и другие игры, и тогда получите много полезной информации.

Игровые методики, которые часто используются в психологической практике для диагностики коллективов, выявления потребностей и проблем, разнообразны. Игры позволяют увидеть структуру группы, понять уровень тревожности, уровень стресса; на кого стоит в классе больше обратить внимания, кто может стать помощником. Наблюдая за процессом игры в классе, учитель может определить неформального лидера, выяснить, как дети принимают или не принимают правила, реагируют на проигрыш, какие стратегии используют, — и эта картинка поможет создать социально-психологический портрет учеников.

Ролевая игра, когда участники берут на себя роль персонажа, подходит для проигрывания жизненных ситуаций, таких, как, скажем, когда подросток испытывает тревожность перед серьезным разговором с родителем или учителем.

Доцент КамГУ отмечает, что подростки особенно любят игры, где можно поменяться местами со взрослыми.

Для этого есть имитационные игры. К таким можно отнести дни самоуправления в школах, когда ученики играют в педагогов. У ребенка, объяснила психолог, появляется возможность высказать свои претензии, показать, что ему не нравится в отношении взрослых, объяснить, почему он ведет себя вызывающе и отказывается учиться. В игровых условиях проще проговорить проблему, а взрослому — понять, при каких условиях тинейджер готов изменить свое поведение.

Полезно играть и в метафорические игры, когда ведущий предлагает разыграть сюжет сказки. Так, в игре «Дудочка и кувшинчик» участники делятся на две группы. Одни, от лица родителей героини сказки, должны убедить ее собрать как можно больше ягод. А другие, от лица девочки, объяснить, при каких условиях они принесут домой большой урожай.

«Оставаясь в метафоре сказки, участники предлагают разные варианты, которые можно применять в любых жизненных ситуациях, когда взрослые просят подростка сделать то, чего он не хочет. Например, при каких условиях ребенок согласится хорошо учиться», — добавила Ширяева.

Ученый КамГУ отметила, что для достижения цели взрослые применяют насильственные методы психологического давления, могут пригрозить, что не пустят девочку домой, если она не соберет ягоды. Потом в ход идут уговоры. Обещают, что будут вместе собирать ягоды или устроят совместную варку варенья. «Вместе варить варенье — значит заинтересовать чем-то важным и интересным. Совместная деятельность родителей и детей вообще важна, и это одна из частых рекомендаций психологов».

Дети же часто готовы собирать ягоды с такими условиями: если им разрешат взять с собой друга или обещают за это заплатить.

Еще один пример метафорической игры, которую Ольга Ширяева использует в своей практике — сказка «Снежная королева». Эпизод, когда маленькая разбойница хочет, чтобы звери, которые сидят в клетке, пели, играли и веселились. Участников — «зверей» — просят написать, при каких условиях они готовы это делать. А «разбойницу» спрашивают, как она готова мотивировать «зверей». И снова речь идет о том, как подтолкнуть детей делать то, чего они не хотят, — скажем, поддерживать порядок в комнате.

«Самое интересное случается во время обсуждения, когда я обращаю внимание игроков на то, что взрослые и дети друг к другу никогда не обращаются. Хотя так просто взять и договориться. Так и в жизни. Родители пытаются сделать подростков счастливыми, не спрашивая их, чего они хотят. Дети же не доносят свои условия до взрослых. Когда игроки это понимают, перед ними открываются новые возможности, они узнают о новых инструментах, которые помогут им бесконфликтно договориться», — объяснила она.

Игровые метафоры замечательны еще и тем, что создают пространство, где человек чувствует себя в безопасности.

На разрешение конфликтов и выстраивание жизненных стратегий направлена также популярная игра «Королевство» — о том, что человек делает со своей жизнью, как использует шансы, которые дает ему жизнь. Участники получают роли и строят свое королевство. У каждого — ограниченное количество шансов реализовать себя. За полтора часа в группе разворачивается история, и она обычно перекликается с тем, что происходит в реальной жизни. Психолог КамГУ отмечает интересную связь: «Чем тяжелее реальные внешние условия, тем больше в королевстве появляется колдунов, волшебников, клоунов, виноделов и сыроваров». Также, по наблюдениям Ольги Ширяевой, в игре заметна разница в подходах у разных поколений: молодёжь любит создавать королевство с максимальным укрупнением, они придумывают одно министерство, которое занимается сразу всем. Игроки постарше быстро используют свои шансы и просят у ведущего дать еще.

«Каждый раз, когда я провожу эту игру, я не знаю, как она будет развиваться, так как все люди разные. Зато хорошо видно, кто выбирает активную жизненную позицию, а кто живет пассивно и ждет, когда за него кто-то примет решение. Во время игры многие находят ответы на важные вопросы».

Игры применяются и в профориентационной работе. Например, в Сколково разработали игру «Компас профессий», она предлагает «прожить» жизнь от школы до 45 лет и овладеть профессией. В игре «Я нужен планете» команда оказывается на планете, где действует одно правило: все должны быть счастливы и заниматься тем, что им нравится.

«Игра хороша тем, что она выстраивает дополнительное пространство. Если человеку что-то не нравится, он всегда может сказать: “Это всего лишь игра”, — а может что-то взять из игры и перенести в настоящее. Это мощный инструмент в руках специалистов, о котором нужно рассказывать родителям, воспитателям, учителям, руководителям — и внедрять его повсеместно. С помощью игры человек может много узнать о себе, своих особенностях, и понять, что мешает гармоничной жизни», — уверена Ольга Ширяева.