Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Почему больные дети должны учиться вместе со здоровыми

В России начинается программа по развитию инклюзивного образования: это когда дети-инвалиды, дети-аутисты и дети-дауны ходят в те же сады, школы и институты, что и обычные. Складывается впечатление, что в России инвалидов нет: ни больших, ни маленьких. Их не видно на улице, не встретишь в магазине, не увидишь в театре, на площадке, в зоопарке.


Фотобанк Лори

Объяснение этому очень простое и очень печальное: в нашей стране напрочь отсутствует организация такой жизни для инвалидов, которая помогла бы им интегрироваться в общество и стать полноценными его членами.

Во всем мире дети с различными пороками и отставаниями в развитии растут бок о бок со своими здоровыми сверстниками. Они дружат, влюбляются, получают двойки и пятерки, поступают в вузы и ищут потом работу. Они немного другие, но это не становится преградой для нормального существования — с небольшой скидкой на физические или умственные особенности. А главное, их инакость не становится поводом для окружающих бояться, стесняться, отводить глаза или брезгливо отворачиваться.

По официальным данным, в России более полумиллиона детей-инвалидов. При этом многие медицинские работники утверждают, что эта цифра занижена как минимум в два раза. Каждый третий ребенок-инвалид страдает ДЦП, у каждого пятого психическое расстройство, каждый десятый — аутист.

У этих детей фактически нет шансов на нормальную жизнь. Большинство из них живет в специализированных пансионах, потому что родители просто не могут обеспечить им существование дома: в большинстве российских домов даже нет пандусов в подъезде, чтобы вывезти ребенка на инвалидной коляске на прогулку. Что уж говорить об образовании.

Единственная возможность облегчить им жизнь и хотя бы начать двигаться в правильном направлении — разработать и внедрить систему инклюзивного образования: это когда больные и здоровые дети учатся вместе. В Европе совместное образование практикуют уже почти 100 лет, в США - более 150.

На самом деле законопроект об инклюзивном образовании уже готов, и будет рассматриваться Думой осенью. Весной и летом по стране прокатились различные акции в поддержку этой инициативы. Например, в Москве прошел городской праздник «Дети должны учиться и развиваться вместе», где собрались дети-инвалиды, их родители и все сочувствующие. В Пензе и нескольких других городах десяток школ присоединились к программе «Доступная среда», которая позволяет сделать школьное пространство удобным для детей-инвалидов.

Но пока что не помогает. И хотя большинство россиян считает, что совместное обучение детей-инвалидов и здоровых школьников не ухудшит качество образования, каждый третий против того, чтобы они учились вместе. По данным свежего опроса Фонда общественного мнения, 52% респондентов думают, что детям с ограниченными возможностями будет некомфортно учиться в обычных школах, и 39% — что здоровым ученикам будет некомфортно с одноклассниками-инвалидами.

Тем не менее, взаимоотношения — проблема вторичная. Главная сложность, с которой сталкиваются российские сторонники инклюзивного образования, — отсутствие опыта в обустройстве школ, в которых могли бы учиться и нездоровые дети. 

На самом деле эксперимент по совместному обучению начался в России еще в 1993 году, тогда в 11 регионах появились по одной-две специальных школы «для всех». Эксперимент даже признали удачным, правда, на развитие инклюзивного образования он никак не повлиял — дальше так и не пошло. Единственный субъект, где инклюзия более-менее внедряется, — это Москва, хотя и здесь число инклюзивных школ в соотношении с обычными катастрофически мало: всего 47 школ совместного обучения из 1500 общеобразовательных. 

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», ратифицированную и Россией. Во многих западных странах интеграция детей-инвалидов считается чрезвычайно важной — не только для самих нездоровых детей, но и для всего общества в целом. Государственные школы получают бюджетное финансирование на таких детей. Многочисленные исследования доказывают, что возможность инклюзивного обучения позволяет детям-инвалидам не чувствовать себя неполноценными, а здоровым детям не испытывать превосходства над сверстниками.

Какие же минимальные требования нужно предъявлять к тем школам, которые возьмут на себя ответственность инклюзивного образования? В первую очередь это изменения в техническом оснащении школы: пандусы, поручни в коридорах, специальное рельефное покрытие на полу, как минимум один лифт, дополнительное пространство за партой и широкие проходы между партами, место для хранения коляски. Во-вторых, некоторые корректировки школьной программы под детей-инвалидов.

Но самое главное — это наличие психологов, которые бы объясняли, почему школьники должны учиться с инвалидами, тем, кто этого еще не понимает.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
447
пед фак
Здравствуйте уважаемые люди. Все это красиво звучит, учиться всем детям вместе. Я воспитатель в доу, в нашей группе есть "особые" дети. Я люблю свою работу и моих детишек. Люди все разные и у каждого своя судьба. Представьте себе, что рядом с вами работают несколько людей с физическими отклонениями.
Ваши действия?
Мои действия - я всегда буду помогать таким людям. Причины- доброта, воспитание, чувство жалости и никто не знает, что его завтра ждет и пр...
А теперь представьте ,что рядом с вами работают люди с психическими отклонениями? Ваши действия?
Мои - мне в итоге придется уволиться с моей работы. Причины - "особенный" человек не станет - обычным. А обычный может стать в итоге "особенным"....наверное так)))
Таким детям нужно специалисты, педагоги, психологи, невропатологи... Им нужна помощь и серьезная. И чем раньше, тем эффективнее будет результат.
А теперь представьте "особых" (с психическими отклонениями) детей и обычных в одной группе. Я уже не говорю, как нам воспитателям трудно. Главное интересы детей. Да и еще жестокость проявляется в "особых" детях. Они бьют всех без причин и бьют сильно.
СсылкаПожаловаться
Мария Машкина
римсч
СсылкаПожаловаться
Тихая Песнь в Ночи
В ответ на комментарий от ОмГА
ОмГА
Уважаемые, все это,конечно, замечательно, что больные детки будут учиться со здоровыми.Да, они такие же права имеют в целом как остальные, но не надо путать физические недостатки с психическими отклонениями (аутизм, дауны). Вы медицинскую-то литературу, хотя бы банальный справочник откройте, а потом давайте категоричные комментарии про хамство и невежество. У нас-то всех пытаются объединить детей, включая тех, у кого серьезные ПСИХИЧЕСКИЕ отклонения! И вот тут все комментарии иссякают ровно на том моменте, когда вы видите, как ваш психически здоровый ребенок начинает деградировать, опускаясь до уровня больного. Конечно, скажут некоторые, инвалидов надо поддерживать. Это верно. Полагаю, ни один понимающий человек, адекватный человек от этого не откажется, но для этого нужна реальная социальная помощь таким детям и семьям, и, прежде всего, финансовая! А мы, извините, как идиоты ликуем от проведения многомиллиардной аферы "Сочи-2014!" И тут про инвалидов никто не вспоминает. Куда лучше впихнуть ребенка-аутиста неадаптированного в класс или садик и чуть что- все плохие, жестокие, никто его, бедного, не жалеет, а вы, родители здоровых детей мечтайте, что в рамках существования бредового ЕГЭ, вашим детям преподаватель уделит нужный объем времени для подготовки и ваши "трудовые муки" по зарабатыванию денег на репетиторов не пойдут прахом, т.к. в классе же есть аутист или даун, которого надо адаптировать, но который вряд ли когда-нибудь пойдет работать, полноценно учиться и т.д., т.е. налоги от зарплаты точно в наш бюджет страны не отчислит. Поддерживайте государственную программу, господа, по обыдлеванию наших детей!
СсылкаПожаловаться
Полностью согласна с Вами! Хоть и сама являюсь инвалидом 3 группы.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru