От эмоционального насилия
От эмоционального насилия
Наталья Ремиш. Писатель, автор проекта «Про Миру и Гошу»
Когда мы слышим слово «насилие», мы не ассоциируем себя с ним. Однако насилие, помимо физического, бывает еще и эмоциональным, и именно оно негласно нормализовано в нашем обществе. Оно передается из поколения в поколение, срастаясь с нашим сознанием так, что кажется нам обычным воспитательным процессом.
«Тема закрыта, мультиков ты больше не получишь», «я сказала, закрой рот», «без почему! Потому что я так сказала», «мой дом, мои правила. Не нравится, иди жить на улицу», «поплачь, меньше пописаешь», «на обиженных воду возят» и другие фразы — вокабуляр эмоционального насилия над ребенком. Их говорит тот, у кого власть, кто может обесценить чувства детей, постоянно обвинять их или стыдить, сравнить с сиблингами, использовать неуважительные выражения, игнорировать их желания.
Ребенок — это человек, только очень маленький. И он обладает всеми теми же эмоциями, что и взрослый. Только их интенсивность часто еще сильнее.
Иллюстрации: Webmuza / Depositphotos
От бытового травматизма
Сергей Бутрий. Педиатр, клиники «Рассвет» (Москва) и «Медис» (Иваново)
Бытовой травматизм — вечен. Он случается в нормальных семьях реже, чем в семьях пренебрегающих, но не надо думать, что если у вас нормальная семья, то это вас никогда не коснется.Травматизм случается за рутиной, за «отошел только на минуту» и «я ведь только отвернулась». И дальше все зависит от слепого случая. Повезет — обойдется. Не повезет — и ровно та же ошибка взрослого приведет к смерти ребенка.
Пожалуйста, не кладите младенцев на стиральную машину. Это типичный механизм сотрясения, а то и ушиба мозга, перелома костей черепа и т.д. Мама заходит в ванную комнату с младенцем, ей надо что-то сделать двумя руками, она кладет младенца «на секундочку» на стиральную машину (ближайшая плоская поверхность), отворачивается и ребенок тут же летит вниз головой — с высоты около метра на кафельный пол.
Прикручивайте комоды и телевизоры к стене.
Ставьте блокираторы на окна.
Храните бытовую химию и домашнюю аптечку строго под замком.
И никогда не оставляйте детей возле воды одних.
От психоэмоциональных потрясений
От психоэмоциональных потрясений
Екатерина Потеряева. Педиатр, клиника «PRO детей» (Пермь)
Ментальное здоровье детей и подростков — то, на что обращают крайне мало внимания, но при этом самоубийства — третья по значимости ведущая причина смертности в возрастной группе 15-19 лет.
В этом году дети оказались в крайне уязвимом положении: домашнее обучение, изоляция от сверстников, постоянный контроль со стороны родителей, высокая тревожность взрослых.
Сейчас детей не особо волнуют итоговые оценки. У подростков есть более важные причины для тревоги: прыщи, подруга не позвонила, бойфренда не видела два месяца (а вдруг он разлюбил?), грудь не растет / растет слишком быстро... А тут еще родители наседают с удаленной учебой и вообще — постоянно находятся дома.
Пожалуйста, оставьте в покое своих чудесных детей. Им не нужен ваш контроль. Им нужна ваша безусловная любовь, понимание и поддержка (в школе они этого точно не найдут). Карантин закончится рано или поздно, а неуверенность в себе может остаться на всю жизнь.
Если вам очень тревожно, то всегда вспоминайте правило: «Маску — сначала на себя, потом — на ребенка».
От физических и психологических травм
От физических и психологических травм
Александр Сиволобов. Педиатр, клиники ДокДети (Москва) и кабинет «Ласточкино Гнездо» (Мартемьяново)
Важно все: безопасность детей и дома, и на дороге, и в школе, и в интернете. Порой достаточно просто пробежать глазами памятку с правилами безопасности и заметить дома шкаф, не прикрученный к стене. А порой нужно менять собственные представления о жизни. Понять, что травля в школе или в сети — всегда преступление против ребенка. Что использовать детские кресла в машине — не трусость, а норма. Что ребенок в интернете открыт взглядам многих людей — возможно, злодеев, если вы не научили его правилам безопасности.
От дефицита движения
Анастасия Рубцова. Психолог
Мы как человечество очень много сделали на пути защиты детей от всего на свете — от голода, холода, насилия, издевательств учителей, детских травм. При этом движение из жизни наших детей исчезло практически совсем, осталось в лучшем случае в виде спортивных секций по расписанию.
Во время карантина стало очень заметно, как много времени дети проводят в неподвижной, застывшей позе — за видеоуроками и гаджетами. К сожалению, от неподвижности страдает не только тело, но и психика. Детям нужно много спонтанного движения, нужно бегать, лазать, падать без родительского контроля, исследовать, копать клады и покрываться синяками. Как это обеспечить в условиях мегаполиса, сама пока не знаю.
От управляемых инфекций
Иван Коновалов. Педиатр, детский инфекционист, вакцинолог центра «Диавакс»
Самый эффективный способ предотвращения детской заболеваемости и смертности — вакцинация. Она более ста лет сдерживает эпидемии таких болезней, как корь, дифтерия, коклюш. Инфекции нельзя обмануть или сделать вид, что их нет. Из-за пандемии COVID-19 во многих странах, в том числе в России, есть тревожная тенденция: дети растут без прививок. Это создает опасную прослойку неиммунных, которая увеличивает риск эпидемической вспышки. Законы коллективного иммунитета и статистики неумолимы: пока привито менее 95%, циркуляция возбудителя продолжится. Угроза тяжелой болезни и осложнений несравнимо выше контролируемых вакцинных реакций. Именно ваш ребенок может встретить инфекцию беззащитным.
От опасных незнакомцев
Ольга Бочкова. Педагог, основатель Академии Безопасности Ольга Бочковой
Карантин объединил нас своими сложностями: рассадил людей по домам. А выход из карантина объединит нас радостью, помноженной на желание вернуть в жизнь встречи и прогулки ВНЕ дома, НЕ с семьей и БЕЗ ограничений. Это момент, когда легко потерять бдительность, тем более детям. И — момент, когда люди с преступными замыслами, могут этим воспользоваться.
Мы говорим детям: «не разговаривай и не уходи с незнакомым». Но этого правила недостаточно. Безопасность в нюансах, поясните:
1. Незнакомец — не только мужчина, но и женщина, ребенок или пожилой человек
2. Большинство людей — хорошие, но некоторые — опасны, и внешне их не отличить.
3. Обменяться именами не значит стать знакомыми, это лишь вежливость.
4. Помогать друг другу — здорово, но взрослому поможет только взрослый.
5. Иногда отказать неудобно, мы боимся обидеть человека, но отказ — не оскорбление.
6. Если тебе угрожают, не прячься, а беги в людное место.
7. Не нарушай правила поведения с незнакомыми ради вежливости или из-за стеснения.
От последствий коронавируса
От последствий коронавируса
Татьяна Буцкая. Педиатр, эксперт по роддомам, председатель «Совета Матерей» России
Я прошу беременных защитить ребенка еще до его рождения и максимально ответственно сейчас отнестись к своему здоровью. Да, коронавирус — коварная инфекция и не все в нашей власти, но лишних контактов можно и нужно избегать. Не выходить лишний раз в магазин, не ходить к подружкам, а созвониться по видеосвязи, не собираться с родственниками. Ведь заболев коронавирусом, беременная подвергает опасности своего ребенка.
Инфекция повышает риск преждевременных родов. Сразу после рождения ребенка изолируют от мамы до ее выздоровления. Раннее прикладывание к груди невозможно, грудное вскармливание под угрозой. Да, ребенка могут забрать домой здоровые родственники, но смесь никогда не заменит грудное молоко. Помните, что сейчас вы защищаете две жизни, одна из них — жизнь вашего ребенка
От любого насилия
От негуманных методов воспитания
Ирина Чеснова. Семейный психолог, автор книг для детей и взрослых
Дети зависимы от взрослых и не могут ни о себе полноценно позаботиться, ни себя защитить. Чтобы развиваться, исследовать мир и понимать «какой я», ребенку необходимо чувствовать себя в безопасности. Любой вид насилия — физическое, эмоциональное, сексуальное — обрушивает это ощущение безопасности и повышает риск поведенческих и эмоциональных нарушений.
Многие негуманные методы воспитания (телесные наказания, стыжение, игнор и пр.) тянутся из прошлого. Современным родителям стоит оглянуться назад и пересмотреть наследство, переданное им культурой и родом. Сохранить все, что множит любовь, личную силу и жизненную устойчивость. И оставить в прошлом то, что порождает сомнения в собственной ценности и ощущение «раз со мной так поступают, значит, я этого заслуживаю».