От «0+» и выше: работают ли возрастные маркировки?

Значки-маркировки появились на экранах телевизоров, на печатной продукции и на страницах интернет-ресурсов уже с 2012 года. Они призваны предупреждать родителей, для какого возраста предназначен тот или иной информационный продукт. Пришла пора подводить первые итоги.

Современная система классификации информационной продукции
Современная система классификации информационной продукцииИсточник: Migration

Современная система классификации информационной продукции

В свое время Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», благодаря которому на свет и появились возрастные маркировки, наделал много шума. С одной стороны – он, вроде бы, преследует самую благую цель: оградить подрастающее поколение от того негатива, которым действительно изобилуют сейчас СМИ. Конечно, детям ни к чему пропаганда насилия, жестокости, а также наркотиков, алкоголя или суицида. Но, с другой стороны, слишком уж расплывчаты формулировки закона, и, к тому же, решать, какую именно возрастную маркировку поставить, должен сам производитель или распространитель. А это – благодатная почва для всяческих уловок и нарушений. Так как же обстоят дела с возрастными маркировками на сегодняшний день?

Что настораживает общественность?

Авторы закона продолжают ссылаться на то, что «досконально изучили европейский опыт и переняли его». В свете последних событий такие заявления просто пугают. Особенно если учесть, сколько скандалов в последнее время происходит вокруг западного «секспросвета», родительских протестов, судов и тяжб с ювенальной юстицией. Непонятно только, какой именно опыт изучали наши законотворцы: может, европейские стандарты ВОЗ, согласно которым, дети от 0 до 6 лет должны получать достоверную информацию о «разных моделях семьи»?

Что не устраивает уполномоченных по правам ребенка?

В Кировской области аппарат уполномоченного по правам ребенка провел очень подробный мониторинг по возрастным маркировкам. Выяснилось, что треть школьных и детсадовских сайтов в области, сайты детских библиотек и тому подобных учреждений имеют рекламосодержащую информацию, которая может причинить вред здоровью и развитию детей. Получается странная вещь: родители дома могут защищать ребенка от вредной информации, поставив систему родительского контроля, а сами сайты для детей таят в себе вполне ощутимую угрозу. И никакие маркировки не помогают.

«12+» - информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет. Билет в московский Планетарий
«12+» - информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет. Билет в московский ПланетарийИсточник: Migration

«12+» – информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет. Билет в московский Планетарий

С чем пытается справиться Роскомнадзор?

Ведомство, которое обязано контролировать применение маркировок, жалуется, что столкнулось с массой проблем. И самая главная из них: закон, по-прежнему, «сырой» и расплывчатый. Отсюда и всем известные накладки: например, прекрасный фильм нашего детства «Приключения Буратино» попадает под возрастную маркировку «12+». И в той же возрастной группе оказывается концерт эпатажной леди Гаги, которая в Южной Корее, например, маркируется как «18+». Получается, что хулиганистая певица не опаснее милого деревянного мальчика?

Что говорят сами родители?

Родительский лагерь разделился на горячих сторонников и непримиримых противников возрастных маркировок. Для одних значок в углу экрана или книги – руководство к действию, для других – абсурд. Те, кто «в маркировочном тренде», заявляют, что эти значки действительно упрощают выбор программы, мультфильма или книги, и помогают воспитывать ребенка в правильной системе ценностей. Те, кто против, приводят другие доводы: восприятие всегда индивидуально, и там, где один человек увидит невинный романтический поцелуй, другой «встанет грудью» и будет требовать маркировку «18+». Все мы уникальны - и наши дети тоже: все, что облегчает вам процесс воспитания, не обязательно воспринимать «на ура». Никто, кроме самих родителей, не сможет определить, что для их ребенка хорошо, а что плохо.