Наши дети будут менять по 7–10 профессий (и это нормально)

Как помочь ребёнку найти своё призвание в мире будущего, почему стоит идти за страстью, а не за модой и что такое современная профориентация, — рассказывает руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков.

Одна профессия на всю жизнь — пережиток прошлого

Нам очень долго внушалась мысль, что существуют некие правильные ответы на вопрос «кем быть?» Просто надо найти хороших специалистов, которые проведут тесты, изучат тебя вдоль и поперёк и расскажут, кем тебе лучше стать. И вот ты выучишься на инженера, сварщика или ещё кого-то, потом выйдешь на работу, в какой-то момент станешь начальником отдела — и так далее. Это будет вертикальный рост и, собственно, предел твоей реализации.

shutterstock_306593114
Источник: Shutterstock

Беда в том, что эта схема родом из прошлого, она была верной для индустриального мира, когда была большая экономическая машина — все эти фабрики и заводы, в которой люди были винтиками и выполняли понятную работу. Профориентационные наработки, сделанные в районе 60–70-х годов прошлого века, все эти типы профессий по Е.А. Климову: «человек – человек», «человек – техника», «человек – знак» и прочее, — тогда неплохо работали, потому что мир был относительно простой.

Люди будут убегать от автоматизации и роботизации

В современном же мире всё слишком быстро меняется. Уже очевидно, что в будущем мы не будем заниматься всю жизнь одним и тем же. Есть много исследований, которые говорят: на протяжении жизни мы будем менять семь, десять и более карьер, причём абсолютно разных. То есть не так: поработал финансистом здесь, а потом перешёл работать финансистом в другую компанию. Нет, люди будут менять профессии, будут убегать от автоматизации и роботизации.

Уже сегодня вице-президент по кадрам крупной российской компании говорит: «Мне нужен ответ на вопрос: куда переводить бухгалтеров? Мне их не нужно столько. Я им пока ещё нахожу задачи, но это горизонт 3-5 лет, а потом всё равно придется увольнять». И эти бухгалтеры, когда их уволят, не найдут себе на рынке работу, если не переучатся на что-то другое. Потому что остальные компании находятся в такой же ситуации: всё чаще задачи бухгалтерии выполняют компьютерные программы, и никому не будет нужно столько живых физических бухгалтеров.

В этом плане концепция единой работы на всю жизнь очень опасна. Можно человеку жизнь сломать, когда неожиданно обнаружится, что ему нужно куда-то переходить и переучиваться, а он к этому изначально не был готов.

Современная профориентация похожа на сёрфинг

Мир стремительно меняется на наших глазах. Мы очень часто просто не способны предугадать, что случится буквально через десять лет.

Ещё 15 лет назад никто не мог предположить, что рынком будут востребованы SMM-менеджеры, видеоблогеры или, скажем, дизайнеры пользовательского опыта. Да много каких профессий не было. И так же мы не можем с уверенностью говорить, какие профессии появятся через 10-15 лет.

Именно поэтому современная профориентация должна стать навыком. Мы должны научить ребёнка профессионально ориентироваться в этом быстро меняющемся мире, точно так же, как мы умеем ориентироваться в городе, даже не зная его. Ребёнок должен понимать, как устроено современное общество, какие есть тенденции, что вообще такое работа, что делает тот или иной профессионал.

shutterstock_1384719812
Источник: Shutterstock

Завтрашний мир — совершенно другой. И целиться надо всегда в будущее. Это совет для всех, но в случае с детьми это критично, потому что им предстоит работать в этом будущем. Мы должны понимать, куда движется мир, и выстраивать дорожку — не в сегодняшний момент, а в завтрашний.

Как это может выглядеть. Например, сегодня я работаю менеджером по продажам, но понимаю, что это не навсегда. И я должен знать, что умею, чем люблю заниматься, кроме того, что я снимаю трубку и что-то продаю другим людям. Какие ещё у меня есть навыки и в какой сфере я могу их применить. Нужно быть готовым к тому, что это станет необходимостью, когда меня уволят.

Либо, наоборот, эти знания откроют мне окно возможностей, когда я увижу что-то очень интересное, и мне будет нужно туда перескочить.

Это и есть современная профориентация — навык, который позволит нам скользить на волнах бурного профессионального моря, как на доске для сёрфинга.

Покажите ребёнку все возможные варианты

Мы должны по максимуму показать ребёнку колоду имеющихся возможностей. Чем шире у него будет представление о том, что вообще бывает, тем более осознанным будет его выбор. Это первое и самое критичное.

Ребёнок должен понимать, что бывает удалённая работа, бывает работа на месте, бывает работа с большим количеством путешествий. Что есть люди, которые кого-то кормят, есть люди, которые кого-то обшивают или делают сложную технику, которые занимаются дорогами или энергетикой. Чем шире у человека будет представление, какой бывает работа, тем лучше.

Без страсти ничего не получится

Ещё одна важная характеристика мира будущего — нам всегда придётся учиться чему-то новому, доучиваться, переучиваться. То, что мы делаем, должно нас заводить, у нас должна быть страсть.

Если в выбранной сфере страсти нет, то никакого личного апгрейда происходить не будет, мы будем ходить на работу по часам, просто отрабатывать, и в какой-то момент нас уволят.

Поэтому ребенку нужно подумать, что ему интересно делать, он же уже имеет представление о том, какая бывает работа. Я бы хотел лечить людей, к примеру, или я хотел бы строить мосты, или ещё что-то.

Уважайте выбор ребёнка

У меня есть личная история про это. Когда я выбирал вуз для поступления, я очень сильно загорелся программированием, и мои родители — оба инженеры, программисты — сказали: «Ты с ума сошел! Ты никогда не сможешь этим зарабатывать деньги». Сегодня это звучит смешно, а тогда была середина 90-х, и они радикально повлияли на мой выбор. Хотя сегодня мы понимаем, насколько это суждение было ошибочным.

shutterstock_269500364
Источник: Shutterstock

Мы должны уважать выбор ребёнка. Важно вместе этот выбор обсудить: тебе интересно вот это, что ты можешь сделать в завтрашнем мире, чтобы это было востребовано, какие есть варианты развития?

В этом смысле год, который некоторые дети берут на «подумать» перед поступлением в вуз, — хорошая практика, если ты не понимаешь, чего ты хочешь.

Только если ты не пинаешь балду в течение этого года, а внимательно ищешь, пробуешь, смотришь, у тебя что-то не получается — и вдруг неожиданно находишь что-то своё.

Благо, что результаты ЕГЭ действуют четыре года, ребёнок успеет поступить.

Не идите на поводу у моды

Если человек определился, нашёл то, что ему действительно интересно и хочет идти сразу работать, или в колледж, или в вуз — это здорово.

Важно идти на поводу не у моды, а в первую очередь у личной страсти, а во вторую — у того, что нас ждёт, у нашего представления о будущем.

Сейчас у нас производится огромное количество экономистов и юристов, которые, выйдя из вуза, массово не могут найти работу. Потому что они пошли в экономисты и юристы под давлением родителей, моды, инерции, плохой профориентации. А ситуация меняется, и мониторинги сегодня говорят: нам не нужны экономисты и юристы, нам нужны программисты.

Это правда, сейчас нам действительно нужны программисты, но я боюсь, что если программистов превратят в такую же моду, в которую превратили юристов и экономистов, то через 10-15 лет мы столкнемся с перепроизводством уже программистов.

Если человек хочет заниматься экономикой, если ему реально это интересно, он любит разбираться с финансами, если он попробовал играть на бирже, обжёгся на биткоине, если ему интересно, как устроено предприятие, — то пусть он идет в экономисты. Если он насмотрелся сериалов, ему нравится работа юриста, и он думает, что представляет, как она устроена, — пусть идет в юристы.

shutterstock_299533535
Источник: Shutterstock

Если эта профессия ваша, то даже при высокой конкуренции вы найдёте свою нишу. Но вот делать выбор на основании моды очень опасно, потому что на втором курсе неожиданно обнаруживается, что это нудятина, ты прогуливаешь пары. А потом получаешь диплом и неожиданно оказываешься среди десятков тысяч таких же выпускников юрфаков и экономфаков. И работу среди них получат те, у кого глаза горят, кто не только диплом получал, а ещё практику проходил, доучивался, всячески себя совершенствовал.

Подходите к образованию осознанно

В общем, совет такой: поискать, где страсть, понять, где эту страсть приложить, и что для этого потребуется.

Например, мой друг хотел путешествовать — это было его страстью, ещё он любил животных. Сегодня он — один из лучших в мире подводных фотографов. Отучившись на биологическом факультете, он «достроил себя» фотографией и стал зарабатывать этим деньги. То есть: соединил две вещи, в которых у него было много энергии, и таким образом себя собрал.

Когда человек понимает себя, свои увлечения и понимает рынок, ему гораздо легче выбрать личную траекторию движения и осознанно подойти к образованию.

А классические профориентационные тесты — вещь в современном мире не сильно актуальная. Эти опросники часто элементарно обслуживают спрос родителей. Родители говорят: «Нам нужны тесты, мы готовы за это платить деньги». Люди вздыхают и говорят: «Ну, вот вам тесты, давайте ваши деньги».

Объективно статистика очень простая, эффективность тестов легко проверяется: 65% выпускников вузов, по официальным данным, не работают по специальности. Вот и вся профориентация.

Поддержать «Атлас новых профессий 3.0» — книгу для подростков, рассказывающую о необычных и актуальных для России профессиях будущего, — можно здесь

Читайте также:

Екатерина Мазеина
Редактор, мама двух девочек