Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Нападения в школах: не нужно геройствовать

Почему подростки приносят в школу оружие? Что делать учителям и школьникам, которые подверглись нападению или оказались рядом с местом ЧП? И как поступают в аналогичных ситуациях педагоги и дети в США?


Syda Productions / Фотобанк Лори

15 января в школе №127 в Перми произошла драка на ножах между исключенным учеником и старшеклассником, которую пытались предотвратить педагоги и школьники. В результате пострадали 15 человек.

5 сентября 2017 года в школе № 1 в подмосковной Ивантеевке 15-летний ученик девятого класса напал на учительницу информатики. Пострадал не только преподаватель, но и трое учеников, которые во время паники стали выпрыгивать из окон и получили переломы

3 февраля 2014 года десятиклассник Сергей Гордеев застрелил учителя географии, захватил в заложники своих одноклассников, а затем убил сотрудника охраны.

Почему это происходит?

Психолог: «Агрессивное поведение — показатель проблем в семье» 

Рассказывает Гелена Иванова, психоаналитический психотерапевт, президент благотворительного фонда «Шанс»:

«Агрессия во внешнюю среду – это у подростков показатель психопатологии развития, когда агрессивные фантазии становятся ужасающей реальностью. Находясь в определенном психологическом состоянии, они не в состоянии ни остановиться, ни осознать возможные последствия.

И такое поведение – это показатель проблем в семье. Каждый раз, когда я с большим сожалением читаю такие новости, вспоминаю трагедию в американской школе Коламбайн в 1999 году. Тогда двое подростков – Эрик Харрис и Дилан Клиболд – устроили стрельбу в школе. В течение часа они застрелили 13 человек и ранили 24.

Эти подростки были предоставлены сами себе, их родители были заняты своей личной жизнью или карьерой. Никто не интересовался их чувствами, их переживаниями, их успехами и неудачами. Их объектный мир - «неживой», поэтому они были так увлечены оружием и другими подобными атрибутами ненависти и агрессии.

Что касается трагедии в Перми, тут можно задавать сколько угодно вопросов о том, «почему не доглядели». Но выход возможен только один – раннее вмешательство в ситуацию (не на пустом же месте все происходит) и профилактическая работа с подростком и его семьей – как только появляются первые поведенческие проблемы.

Нужен системный подход, иначе то здесь, то там такие трагедии будут повторяться. И начинаться система должна с психологов в школе, которые бы совместно с социальными службами работали с детьми и подростками из неблагополучных семей или с теми, кто уже совершил асоциальный поступок. Именно – работали, а не просто ставили на учет в комиссию по делам несовершеннолетних. Но такие специалисты у нас сегодня отсутствуют.

Детям, ставшим свидетелями или пострадавшими от такого ЧП, необходима психологическая помощь. У них возможны ночные кошмары и фобии, например, страх выйти на улицу. Это серьезная травматизация для психики.

Пострадала вся школа, так что помощь нужна всем учащимся, например, в виде групповой терапии для каждого класса. Родителям важно понимать, что пары консультаций психолога кому-то может не хватить. Некоторым из пострадавших может понадобиться помощь специалиста на протяжении года».

Специалист группы антитеррора: «Пытаться предотвратить жертвы — задача учителя»

Как вести себя в случае нападения школьникам и учителю? Объясняет Игорь Шевчук, член президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России», ветеран группы антитеррора «Альфа»:

«Стандартные инструкции в стрессовой ситуации работать не будут. Человек в момент такого стресса действует интуитивно. Кто-то впадает в ступор, кто-то истошно кричит. Тут можно говорить о подготовке учителей к подобным ЧП с помощью специальных тренингов с погружением. Это может сработать.

Я совершенно точно уверен, что учитель должен оттягивать внимание на себя. Именно школа несет ответственность за ребенка. Поэтому вступать в диалог и пытаться предотвратить жертвы – задача учителя.

Что может сделать ребенок, оказавшийся свидетелем нападения? Попытаться предупредить взрослых (директора, родителей). Предположим, ребенок во время нападения был в туалете, услышал стрельбу. Если у него есть возможность, лучше набирать номера родителей и полиции. Если нет – бежать к директору, завучу. Но не к охраннику. Как правило, это мало подготовленные люди, зачастую пожилые».

Специалист по психологии терроризма: «Детям лучше сидеть за партой»

«Поведение учителя и класса зависит от конкретной ситуации. К примеру, есть истероидный тип людей (я о нападающем), такому не важно, что вы будете ему говорить. Поэтому первым делом – оцениваем ситуацию, чтобы понять, что вообще хочет нападающий.

Вячеслав Палес / Фотобанк Лори

Пытаемся, не привлекая внимания, вызвать полицию. Учитель должен говорить спокойно, пытаться отвлечь нападающего, сбить его с толку, тянуть время.

Дети, скорее всего, будут в ступоре. Но, совершенно точно, им не нужно выбегать, кричать, привлекать внимания, геройствовать. Им лучше сидеть за партой. А если нападающий не смотрит, попытаться вызвать полицию.

Если ребенок в момент нападения вышел, ему лучше не сидеть в туалете или под лестницей, а незаметно убежать к взрослым, предупредить», – считает Игорь Карпов, психолог, специалист по психологии терроризма.

Опыт американских школьников: что такое ALICE?

Многочисленные случаи стрельбы в учебных заведениях США заставили выработать правила поведения для учеников, снижающие шансы на неблагоприятный для них исход.

Сейчас министерство образования США рекомендует руководствам школ придерживаться протокола ALICE, разработанного бывшим офицером полиции Грегом Крэйном и его женой, бывшим директором школы Лизой Крэйн после трагического инцидента в школе Коламбайн в 1999 году. Тогда двое подростков – Эрик Харрис и Дилан Клиболд – устроили стрельбу в школе. В течение часа они застрелили 13 человек и ранили 24, а затем покончили с собой.

ALICE представляет собой аббревиатуру английских слов, в которых заключена суть и последовательность предлагаемых действий школьной администрации и преподавателей в чрезвычайной ситуации – Alert (объявление тревоги), Lockdown (блокирование входов-выходов), Inform (информирование учащихся), Counter (противодействие нападающим) и Evacuate (эвакуация школьников).

В большинстве американских школ регулярно проводятся так называемые «дни безопасности» – тренинги для учеников всех классов, от мала до велика, чтобы в случае тревоги избежать паники и тем самым увеличить шансы на спасение.

Протокол ALICE постоянно совершенствуется с учетом все новых эпизодов стрельбы в школах, кроме того в разных штатах в него постоянно добавляют что-то свое. В общих чертах правила поведения учащихся при нападении на школу сводятся к следующему:

— полностью и беспрекословно слушаться команд учителя, если он скажет вылезать в окно – так и поступать;

— вести себя очень и очень тихо;

— стараться затаиться в безопасном месте, причем, если дело происходит в классе, лучше прятаться возле стены, в которой прорублена дверь, чтобы ворвавшийся в помещение преступник не сразу вас заметил;

дверь в класс необходимо попробовать максимально плотно заблокировать, для этого можно даже сделать баррикаду из столов и стульев;

— если преступник все же ворвался в класс и шансы на спасение падают, допускается нестандартное поведение – можно швырять в него любые предметы, или начать хаотично бегать и кричать, что может его отвлечь.

Однако по-прежнему купить огнестрельное оружие в США можно даже через интернет. Так что с американскими школьниками проводят антистрелковые учения (по аналогии с противопожарными), где теоретические навыки закрепляют на практике. 

Кроме того, в скором времени американских педагогов будут обучать навыкам поведения в экстремальных ситуациях с помощью специального видеосимулятора стрельбы в школе под названием EDGE. Его разработку планируют завершить весной 2018 года. Американские власти уверяют, что этот симулятор никогда не попадет в открытый доступ, ведь на нем можно будет «играть» как за учителя и правоохранителя, так и за стрелка.

Читайте также: Ребенка избили в школе: что делать?

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
44
Анитка
Не поняла... В итоге нужно тихо сидеть за партой или хаотично бегать, бросая предметы в агрессора??
А вообще это ужасно..( читаешь и холод по спине... Никто не застрахован(
СсылкаПожаловаться
Людмила
Жизнь! Тут и вспомнишь патриарха, который сказал о появившихся признаках "конца света". Родители бдите! Мир поменялся!
СсылкаПожаловаться
Людмила Кошурникова
В ответ на комментарий от Анитка
Анитка
Не поняла... В итоге нужно тихо сидеть за партой или хаотично бегать, бросая предметы в агрессора??
А вообще это ужасно..( читаешь и холод по спине... Никто не застрахован(
СсылкаПожаловаться
Да, как обычно, "автор" скопировал несколько источников, забыв потом прочитать получившийся текст. И опять же, как обычно, заголовок абсолютно не отражает содержание "материала" (
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Елена НиколавнаВот как выглядит скупердяйство и жмотничество.
Вот сижу я такая перед компом, заряжаюсь новогодним настроением с новогодними фильмами и штопаю себе варежки. Ну хорошие варежки, уютные. А вот на больших пальцах протерлись. Нет бы новые купить, ан нет, заштопать надо. Носки на пятках конечно не штопаю, но если на большом пальце чуть протерлось, то могу.
Ну девы, колитесь, где ваше скупердяйство зарыто? Если копнуть поглубже , можно у каждой найти.
251
АнонимМужчина с двумя детьми : стоит или нет?
Всем доброго времени суток. Мне 23 года, окончила институт, имею хорошую работу. Летом познакомилась с мужчиной (32 ему), у которого от первого брака есть двое детей- дочь 5 лет и сын 4 года. Мне он нравится, он уже говорит о переезде, но вот думаю я: нужно мне это? Жене бывшей было 18 лет на момент брака, по залету проще говоря. Изменила, забеременела от молодого коллеги и ушла от него. Он и сам виноват в этом, но вопрос сейчас о другом. Вы бы решились строить что-то серьезное с мужчиной, имеющего такое прошлое?
177
АнонимОтказали в услуге из за маленького ребенка.
Интересно ваше мнение. Вчера невольно стала участником такого конфликта.
   По записи на маникюр пришла молодая женщина с ребенком 3х лет. Мастер стала отказывать ей в услуге, сославшись что 1) за ребенком смотреть некому, а он будет крутиться, хотеть пить/писать, ему будет скучно и она не сможет качественно выполнить маникюр 2) ребенок будет шуметь и возможно мешать другим посетителям, 3) уже был инцидент, когда ребенок носился и опрокинул лампу, сломав ее, мама ребенка расходы оплатить не пожелала, второй раз на те же грабли мастер не хочет, у нее дорогое оборудование.
   Молодая мама «обиделась» и начался конфликт – мама убеждала, что она по записи и принять ее просто обязаны, мастер утверждала, что она имеет полное право отказать клиенту по многим причинам – грибок на ногтях, не трезвый, не мытый, а теперь еще и с ребенком тоже для нее повод для отказа. В итоге перешли вообще в конфликт, ибо мама села за стол, сказала не уйду без маникюра, начала оскорблять мастера, мастер не находила слов чтоб ее выпроводить…
   Интересно, кто из них прав по вашему мнению?
159
АнонимВ каком возрасте мальчику начинать рассказывать о сексуальных отношениях
Первые попытки подростка 13 лет познакомиться что такое секс проявились через просмотр компа. А там все что угодно..... Как рассказать и что делать? 
136
АнонимЧто волшебного делают мануальные терапевты и остеопаты?
Девочки, давайте обсудим)
Лет 10 у меня шейный остеохондроз в связи с сидячей работой за компом.Иногда бывает обострение, стандартное лечение порошок - нимесил в первые дни, таблетки мидокалм и уколы витамины мильгамма, ну и мазилка какая-нибудь (последний раз врач випросал выписал). На физио я не хожу, и времени нет, и боюсь воздействия на щитовидку. Раз в год, иногда чаще я делаю большой курс общего массажа, но с акцентом на спину и шею. Массажист сильный, людей после травм и дцп поднимает.
С прошлого года боль усилилась. Раньше я во время обострения могла работать, сейчас первые 3-5 дней даже лежать больно. Сделали снимок и мрт, диагноз не изменился, лечение тоже. Зимой, весной и летом мне пришлось ухаживать за тяжелобольной, и жила в больнице, ночевала на стуле, иногда на операционной каталке. Плюсом стала болеть поясница.
В августе снова сделала полноценный курс массажа (вроде 14-15 сеансов вышло).

С октября живу в состоянии стресса, шея терпимо, а вот поясница болит, особенно слева, я даже проверила почки(всё норм) и стало отдавать в ногу левую. Не смертельно, но весьма ощутимо. Стандарный курс лечения(выше описанный) не помог.

Посоветовали мне сходить к мануальщику на консультацию. Сходила, по его мнению, я 80-летняя развалюха
. Обка*ал моего массажиста. И голову, и шею, и плечи, и руки, и таз, и ноги у меня больные и надо срочно применять мануальные техники, иначе я буду хромать и что-то там ещё. Сказал, что максимум 4 сеанса, а потом идти на кинезитерапию (правильно написала?).
У меня проблемы по гинекологии, было 2 операции в этом году, и гинеколог против всяких подобных воздействий хотя бы год.

Подскажите, кто ходил к таким мануальным терапевтам или остеопатам, что они реально делают? чем они отличаются?
И главное, это действительно некое волшебное воздействие и всё перестанет болеть?

Либо, пожалуйста, поделитесь, как Вы лечите шейный, грудной и поясничный остеохондрозы. Всем здоровья!
133
Неля РоманенкоРебёнок и телефон. Сил больше нет...
Всем доброго времени суток. Дамы, наверно, это проблема у многих, но лично я уже не знаю, как с ней справляться... Ребёнок 9 лет всё почти свободное время сидит в телефоне ... И как с этим бороться, я не знаю... Нужны действенные советы. P. S. На дополнительные занятия ребёнок ходит, также занимается плаванием и английским. Но всё это по часу в день. Уроки делает быстро на продленке. Всё остальное время - в телефоне... Если подобная тема была скиньте на неё ссылку, пожалуйста...
133
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru