




Это в столичном Гостином дворе (Ильинка, 4) стартовала XVI Московская международная выставка «Искусство куклы». Ее называют самой большой в мире, площадь «Гостинки» — 14 000 м2. И все в мастерах (более тысячи) и их творениях. Но не думайте — объемы на самом деле куда больше. Потому что каждый стенд, каждый проект — отдельный мир. Каждый неморгающий взгляд, сделан ли он из дерева или ткани, — пронизывает и заставляет задуматься. Как минимум о поразительной фантазии и усердии его автора.
Вот узнаваемые куклы прославленного мастера Алисы Филлиповой – тонкие черты, светлая кожа, пышные наряды (неудивительно, Алиса – профессиональный художник по тканям). Эти скульптуры, которые и куклами назвать сложно, живут у российских и европейских коллекционеров.
А тут расположились пронзительные миниатюры Галины Хрисановой: электричка везет в город довольных старичков-грибников с полными корзинами, а вот дачный домик в разрезе — над железной кроватью с пирамидой подушек – знакомый ковер с оленями. Ваши зумеры, возможно, не поймут, но что-то почувствуют наверняка.
Другой стенд, то есть мир — композиции с валяными мишками. Вот они всей семьей делают заготовки на зиму, кругом лежат крошечные кочаны капусты. Вот лепят пельмени, и сложно представить, как их, настолько маленьких, меньше младенческого ноготка, лепил автор. Мишка-папа читает в библиотеке (витражные окна, мшистые рамы) книгу мишке-малышу, малыш ест шоколадку «Аленка» — рисунок, несмотря на размеры, тут же считывается.
А еще проект «Кабинет ученого» к 80-летию дружбы России и Китаем, современное осмысление матрешек – матры Евгении Гольцевой, удивительные работы в коллажной технике нейрохирурга (!) Елены Новиковой, бумажные куклы из коллекции Марины Ясеневой – те самые, со сменными нарядами, только созданные еще в конце XIX века. Впрочем, перечислять бесполезно, лучше смотреть.
Выставка продлится до 12 октября.

