Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

Как увлечь школьников наукой: 2 истории

Ученые и педагоги поделились рецептами вовлечения детей в науку. Дискуссия «Как вырастить «Эйнштейна»? Школьная наука» прошла в рамках Московского международного салона образования.


История 1. Небесный патруль, или как я стал астрономом

ТАСС

Владимир Сурдин, председатель секции «Пропаганда и популяризация астрономии» Научного совета по астрономии РАН:

«В старших классах школы я жил в Волгограде. Большой рабочий город. Но есть там уникальное заведение – планетарий, лучший в стране. Моя школа была в 150 метрах от него.

Школьниками мы часто бегали туда и оказывались в совершенно новой реальности. Причем – не виртуальной. Виртуальную реальность мы испытываем на себе в школе. Вот учебник с наукой был рядом с нами, а мы были в стороне от него. Наука – тут, а мы – за партой. И никакой связи между нами не было.

В планетарии все было не так. Сначала я увлекся его интерьерами, а потом обнаружил, что на его территории есть великолепная обсерватория, а в ней – лучший в СССР, а теперь и в России, телескоп.

Казалось бы, это уникальная, очень дорогая вещь, к которой школьника подпустить не могли, разве что – со стороны посмотреть. Почему мне, увлеченному наукой, давали ключи от этого здания? Я мог в любой момент подняться туда и стать хозяином этого уникального учреждения.

Правила запрещают ребенка пускать одного на 12-метровую высоту. Но нас в ту пору пускали к телескопу. Я увлекся не бумажной, а настоящей наукой. Каждый день после школы я прибегал сюда, наблюдал солнце. И потом сопоставлял солнечную активность со статистикой сердечных заболеваний (моя мама врачом была, она мне статистику принесла) и делал научные доклады на школьных научных конференциях.

Была середина 1960-х, когда мы с американцами активно запускали спутники. И нам важно было отследить, правильно ли мы запустили свой, не летит ли новый – американский. Для этого не было соответствующих приборов. И нам, школьникам, увлеченным астрономией, предложили за деньги участвовать в наблюдении спутников.

Наука была не виртуальной, а нормальной частью моей школьной жизни.

Сначала мы дежурили на площадке обсерватории, потом нам построили отдельный домик. В специальные мощные бинокли мы всю ночь отслеживали полет недавно запущенных наших и американских аппаратов. Небесный патруль.

Мы, школьники, впервые заработали какие-то деньги научным трудом. У нас были специальные приборы, рации, к которым бы не подпустили обычного ребенка. Мы делали вычисления, наносили на карты траектории полетов. И потом с помощью самого современного устройства связи – телетайпа – посылали координаты пролетевших спутников прямо в Москву, в Институт прикладной математики.

Это была настоящая наука. Потом я и еще один мой друг поступили в МГУ, стали астрономами. И такая судьба у нас сложилась потому, что кто-то решился подпустить нас к настоящим приборам и окунуть в настоящую научную деятельность, а не в виртуальную – с помощью учебника.

История 2. Наука о штанах, или как написать ЕГЭ по пицце

ТАСС

Григорий Тарасевич, популяризатор науки, публицист, педагог, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера»:

В образовательном центре «Сириус» мы со школьниками делали проект, посвященный штанам. Мы попытались столь обыденный и доступный предмет вписать одновременно и в социальную историю, и в историю технологий.

Школьники должны были вырваться за рамки традиционного разделения предметов: вот здесь – химия, здесь – биология, здесь – история. Ведь любой предмет, например, брюки, может объединить все это в себе.

Учащиеся сумели найти в истории штанов единую нить, связывающую историю и обществознание. Брюки, оказывается, это символ радикальной мобильности. Начиная с эпохи Древнего Рима, когда штаны носили преимущественно кочевые варварские народы, и выражение «недавно штаны снял» означало «понаехали тут». Но потом, как мы знаем, что-то пошло не так, и вчерашние варвары стали фактически править миром. И эта история восхождения людей в штанах повторялась неоднократно.

В мае прошлого года в России начал массово распространяться спиннер. И у нас возникла идея сделать из спиннера междисциплинарный урок. Мы попросили школьников нам помочь, и от них пришло много идей. Лучшая – как использовать спиннер на уроках ИЗО.

Школьники предложили взять цветную бумагу, надевать на лопасти спиннера, и когда он вращается, смотреть, как цвета смешиваются. И таким образом можно моделировать любой цвет. Он гарантированно равномерно смешает те цвета, которые вы надели.

Еще один проект. Мы знаем, что ЕГЭ – самые мрачные три буквы в жизни подростка, которых боятся, которые вызывают трепет. Мы попробовали сделать ЕГЭ по программе школы, но в качестве тем выбрать: пицца, русский рэп, сериалы, кофе.

Каждый подросток хоть раз в жизни ел пиццу. А мы знаем, что пицца – это триумф геометрического парадокса: круглую пиццу кладут в квадратную коробку и режут на треугольники. Круглую пиццу кладут в квадратную коробку, а сколько свободного места остается?

Другой пример – ЕГЭ про русский рэп. В имени какого рэпера есть инертный газ? Скриптонит? Noise MC? Мутабор?

На примере обыденных предметов можно показать их многогранность, их связь со многими дисциплинами, которые вовсе не сводятся к скучным формулам.

Читайте также: Как воспитать умного ребенка: советы Максима Поташева.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
1
Valerij Vinogradov
История 2 = наука 2. Т.е. второго сорта. Наглядно видно. как деградировала наука в современной (демократической, открытой, "цивилизованной "и какой там ещё ?) России в сравнении СССР. Ибо мещанство, мелкобуружузность и потребительство прежде всего материального, а не духовного сводит науку с космических высот на уровень штанов, спиннеров и пиццы.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
татьяна конюховаПапы в декрете. Хотите?
Прочитала о семейном укладе в Скандинавии. Папы отвечают за все повседневные обязанности, а начало этому положили государственные программы, стимулирующие отцов брать декретный отпуск. В Норвегии он длится полгода, в Дании – 4 месяца, а в Швеции – 3 месяца. Отпуска полностью оплачиваются государством. При таких условиях отцы могут проводить больше времени с детьми, активно участвовать в их жизни. Я в восторге, это прямо бальзам на мою душу, радуюсь за скандинавов. И вот интересно, а как бы наши женщины и мужчины отреагировали на такую инициативу? ( Да-да, мечтать не вредно). И если положительно, то готовы ли они к варианту, когда государство оплачивает половину или четверть заработка? Просто поболтать) Понятно, что речь не идет о том, что без этой половины заработка семья просто не выживет.
355
АнонимПро подарки детям
Дочка ходит в старшую группу дс.  В пятницу ее пригласила на день рождения девочка из группы, праздник будет в следующую субботу.  Сейчас написала ее мама,  прислала все координаты и ссылку на подарок.  Набор лего техник.  Чуть больше 5 тысяч... Ну,  в общем,  я не готова дарить такой подарок не близким друзьям. Что делать?  Дочка уже только и говорит про день рождения подружки,  попыталась маме написать,  что подарим лего,  но может быть другой набор,  на что она ответила,  что ждут именно его.  
Я для себя вижу 2 варианта :
Маме сказать,  что мы не можем прийти,  дочь в этот день отвезти куда-ндь развлечься... Но что сказать?  Почему не пойдем на день рождения? 
Так и сказать маме,  что не могу купить такой дорогой подарок... Но чего ждать от нее?  Чтобы она разрешила дарить другое?- унизительно.  
В общем, надо как-то разрулить эту ситуацию.  
К слову,  отмечать будут они в кафе в нашем районе,  где отмечали все всегда,  то есть каких-то супер затрат,  за которые они хотят компенсацию в виде подарка,  не будет. 
148
ГалинаАвария, зачем снимать?
11 января попали с сыном в аварию.
Стояли на трассе , ждали гибдд, машин набилось много. Снегопад, видимость нулевая, трасса не чищенная.
Ждали Гибдд 8 часов. И вот за это время проезжающие мимо машины снимали на телефон, не снимал только ленивый. Через день нашли аварию в сети.
Вот интересно неужели так интересно снять на телефон и выложить в сеть, у людей неприятности. Были аварии с пострадавшими, неужели нравится снять и выложить в сеть, ЗАЧЕМ??? Ваше мнение?
Мы тоже увидели себя на видео, было не приятно.
114
КицунэА ля Гайдар
Посоветуйте плиз книжку про пионеров, СССР, максимально похожую на Тимура и команду: лето, дети, драйв, хэппи-энд. Дочь просит.


И моя собственная: не могу вспомнить. Тоже детский лагерь на море, пионеры-мичуринцы прививают то сливу на берёзу, то яблони на сосну.
100
Юлия ДаниловаВстречи одноклассников .
 Получаю я приглашения на мероприятия от нашего местного кафе . Раз сходили и теперь шлют все время .  Устраивается шоу программа для одноклассников . И озадачилась : а не пойти ли нам . Кинула рассылку почти всем, потом почти у всех удалила .  Блин ,с кем хотела бы пообщаться - нет (кто в другой стране ,кто в другом городе ,кто умер уже ). И вот получается ,что общаемся мы впятером . С одной одноклассницей прямо часто ( мужья наши подружились ) . С остальными -  привет(кивком ) и то не со всеми.  
А как то от знакомых слышала ,что собираются они прямо каждый год ( ну не все естественно ) . И так прямо позавидовала по -хорошему . А тут еще на сайт школы своей зашла и в разделе *история*  фотки нашего класса нашла в колхозе . Как то аж защемило - юные ,веселые,беззаботные.   А вы с одноклассниками  встречаетесь ? 
97
Kat O.-U."Привет" от Kat!
Всем  доброго  времени  суток.  
Давно  не  создавала  тему  о  художниках,  потому  что  был  "сезон  работы".  Как  я  думала,  временной,  и  только.  Потом  я  вернусь  к  художникам,  и...  Ага,  не  тут  то  было.
Теперь  я  работаю  постоянно,  на  фабрике. 
  А  всё  собиралась  написать  тему  о  том,  как  я  на  "подарках"  отработала (кто  меня  знает,  тот  поймёт  о  чём  я).  Так  вот.
Взяли  меня  на  "подарки"  благодаря  одному  парню,  это  я  позже  узнала.  Короче,  не  буду  рассказывать  как  набиралась  бригада - уже  немного  подзабыла  и  не  хочу  вспоминать.
Получилось  так,  что  "основной"  состав  бригады  был  мордовский - все  женщины  приехали  из  соседних  мордовских  деревень.  Соответственно, разговаривали  они  между  собой  на  своём  языке.  Вначале  было  нелегко - если  "наши" (как  я  говорила,  "в  конце  конвейера";)  втягивались  в  работу  сразу,  то  они - нет.  Больше  всего,  обижало  то,  что  они  пытались  диктовать  всем,  не  взирая  на  "статус".
В  начале  сентября  получилась  "неприятная"  ситуация.  Было это  в  ночную  смену,  и  ещё  вначале  смены  нам  сказали,  что  будем  работать  не  до  7  утра,  а  до  10 - как  хотите,  но  норму  заказа  надо  выполнить.  А норма  была - 9  полетов.  Коробки  мелкие,  набирался  полет  не  быстро.  А  с  учётом  того,  что  "бабоньки"  и  думали  торопиться,  это  было  мило...  Так  вот,  о  чём  я.  На  часах  было    5.30  утра,  а  полет  заканчивали  только  6-й.  Сказалась  и  усталость  от  этого  "течения"  работы  и  недосып...  Мы  начали  их  подгонять - "девочки, давайте  быстрее".  В  ответ - "тишина"...
96
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru