Как понять: ребенок неспособный или его неправильно учат

«Он просто неспособный к языкам», «у нее нет слуха», «ему математика не дается». Эти ярлыки взрослые иногда навешивают на детей, столкнувшись с трудностями в обучении. Но так ли это?
Редактор, мама двух девочек
учеба
Источник: Unsplash

Вопрос, который беспокоит родителей, часто кроется не в отсутствии способностей, а в неверно выбранном ключе к его раскрытию. Практикующий психолог Дмитрий Чернышов объяснил, где проходит грань между неспособностью и неподходящей системой обучения.

Способность — это потенциал, а не гарантия

Способность — как зерно, заложенное в человеке, которое может расцвести только при определенных условиях: в плодородной почве, под лучами солнца и с достаточным поливом. Человек рождается с определенными способностями, которые окружающая среда либо игнорирует, либо лелеет. Существует взгляд на ребенка как на целостную систему, включающую не только ум, но и грацию, и выносливость, и другие способности.

Множественный интеллект: в каждом ребенке есть свой дар

Традиционное образование часто грешит тем, что сводит способности человека к двум типам интеллекта: логико-математическому и лингвистическому (языковому). Успех в школе измеряется именно этими предметами и параметрами. Но что, если ребенок мыслит и чувствует иначе?

Американский психолог Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта, которая разбивает привычное представление об интеллекте и способностях на несколько независимых друг от друга сфер. Согласно его концепции, существует 9 основных видов интеллекта:

  • Лингвистический: чувствительность к слову, любовь к чтению, письму, рассказам. Основной способ обучения: рассказы, книги и дискуссии.

  • Логико-математический: умение выстраивать логические цепочки, оперировать числами и абстрактными понятиями. Обучение через формулы, расчеты и алгоритмы с последовательностью.

  • Пространственный: способность воспринимать и создавать зрительные образы, мыслить в трехмерном пространстве. Обучение через образы, графики и формы.

  • Музыкальный: чувствительность к ритму, тону и мелодии. Это не только музыканты, но и люди, которые легко изучают языки на слух. Обучение через песни, мелодии и ритмы.

  • Телесно-кинестетический: умение виртуозно использовать свое тело для решения задач или самовыражения. Обучение через тело с помощью движений, тактильных ощущений.

  • Межличностный (социальный): способность понимать других людей, их настроения и мотивы. Обучение через групповые задания и отношения с другими.

  • Внутриличностный: глубокое понимание себя, своих эмоций и целей. Обучение через понимание и проживания собственных чувств и мыслей. Ценят тишину в образовательном процессе.

  • Натуралистический: отвечает за способность изучать и понимать природу, окружающую среду. Обучение через контакт с природой и наблюдение за естественными процессами.

  • Экзистенциальный (философский): склонность размышлять о фундаментальных вопросах бытия: жизни, смерти, смысле существования. Процесс обучения через притчи, дискуссии и глубокий анализ концепций.

Что это означает на практике? Ребенок, который «не понимает» дроби на уроке, может блестяще понять их, если объяснить через пространственный интеллект (разрезание пиццы или яблока) или кинестетический (пройти определенное количество шагов, разделив маршрут). Ребенок, который не запоминает правила по русскому языку, может положить их на ритм и музыку, и они отложатся в памяти навсегда.

Интеллект как трамплин для развития ребенка

Когда человек предрасположен к чему-то, ему это дается легко и приносит радость. Задача родителя и педагога — не ломать ребенка об узкие рамки одной системы, а помочь ему найти его сильные стороны и использовать их как трамплин для освоения более сложных задач.

Представьте, что вы пытаетесь открыть дверь. Если одна связка ключей не подходит, вы не объявляете дверь «неоткрываемой». Вы просто ищете другой ключ. Так и с обучением: если один метод (ориентированный, скажем, на логику) не работает, нужно пробовать другие: через тело, образы, музыку или социальное взаимодействие.

Как раскрыть потенциал ребенка

Опираясь на три психологические концепции, легче увидеть способности и организовать процесс развития:

  • по Г. Гарднеру: определите сильный тип интеллекта ребенка (логический, пространственный, социальный и др.). Это его природная опора;

  • по Л. С. Выготскому: выделите «зону ближайшего развития» — что ребенок может сделать с вашей помощью. Обучение должно опережать развитие: не повторять известное и не давать недоступное;

  • по Д. Эльконину: используйте игру как главный инструмент обучения. Через сюжетные игры, конструкторы и настолки ребенок усваивает сложные вещи естественно.

Спросите себя:

  • В какой сфере мой ребенок силен?

  • Нахожусь ли я в его «зоне ближайшего развития»?

  • Достаточно ли я использую игру?

При подборе поиска ключа к ребенку можно экспериментировать. Цель процесса развития не только в дневнике с оценками, а в глазах ребенка, загорающихся от интереса и удовольствия.