
В статье расскажем, как быстро ликвидировать пробелы в знаниях и лучше запомнить материал. Вы узнаете, как эффективно подготовиться к контрольной работе в начальных, средних и старших классах. Разобраться в вопросе нам поможет Елена Кондратова, эксперт ОГЭ и ЕГЭ, учитель английского языка высшей категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Выборг.
Почему дети боятся контрольных и как помочь им справиться со стрессом
— Начнем с того, что чаще всего контрольных работ боятся как раз ответственные дети. Им страшно не справиться, подвести учителя, расстроить родителей. Но этот страх редко бывает беспочвенным. Как правило, он основывается на неуверенности в своих знаниях. Возможно, ребенок пропускал уроки по болезни. Или понимает, что где-то недоработал, прослушал, пропустил, — рассказывает Елена Кондратова.
При этом не стоит воспринимать стресс, возникающий перед контрольными работами, исключительно как негативный фактор:
— Вредит только постоянный стресс. А кратковременный (возникающий, например, перед какими-то важными событиями) может быть даже полезен. В непродолжительной стрессовой ситуации мозг работает лучше, чем в спокойной обстановке. Повышается концентрация, усиливается внимание, чтобы преодолеть препятствие. Поэтому не стоит бороться с волнением ребенка, если оно не избыточное. Можно объяснить ему, что стресс перед ответственным событием — это нормально.
Кроме того, подчеркивает эксперт, проверочные и контрольные работы — отличная тренировка в контексте подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. С каждой контрольной ребенок все больше учится справляться с волнением и концентрироваться на выполнении заданий.
Помочь побороть сильное волнение перед контрольными работами могут следующие советы:
- Позитивный настрой. Необходимо не допускать негативных мыслей. Они только усугубляют ситуацию: усиливают волнение и осложняют выполнение заданий. Нельзя говорить себе: «я не справлюсь». Правильная установка: «я готовился, старался, поэтому справлюсь».
- Максимальное снижение эмоциональной нагрузки. Накануне контрольной работы или экзамена необходимо ограничить время пребывания школьника в социальных сетях, за просмотром телевизора, на шумных мероприятиях, в многолюдных компаниях.
- Полноценный сон. Перед важным днем спать лучше лечь не позднее 10 часов вечера. Помещение должно быть хорошо проветрено. Можно повторить перед сном учебный материал, однако ни в коем случае не следует делать это всю ночь.
- Проговаривание проблемы. При сильном волнении полезно озвучивать свои страхи. Родителю при этом нужно обязательно выслушать ребенка, конструктивно его успокоить. Если ребенок расскажет, что его беспокоит перед контрольной, и что с ним происходит, когда она начинается, взрослые помогут ему найти решение проблемы.
- Внимание на уроке и выполнение домашних заданий. В случае, если это условие выполняется, в день написания контрольной ребенок будет уверен, что знает весь материал. Значит, и уровень стресса будет значительно ниже.
- Умеренная физическая нагрузка. Лучший вариант — прогулка на свежем воздухе.
- Дыхательные техники. Помогают справиться с избыточным волнением. Пример упражнения: вдох через нос, мысленно считая от 1 до 4; задержка дыхания и мысленный счет от 1 до 7; выдох через рот. мысленно считая от 1 до 8. Подробнее о принципах правильного дыхания читайте в этой статье.
Как быстро подготовиться к контрольной работе
Объем материала и время подготовки будут зависеть от типа контроля.
— Контрольные работы бывают разных видов. Это может быть внутренний (школьный) контроль или внешний (например, ВПР). Также есть тематические (по итогу прохождения той или иной темы) и периодические контрольные работы (по итогу четверти или триместра). Наиболее значимая и сложная работа — итоговая (годовая). При этом важен не сам контроль, а подготовка к нему. В этот период учащиеся обобщают, повторяют пройденный материал, что позволяет прочно ему усваиваться в памяти.
В то же время есть контрольные работы, к которым вообще не нужно готовиться:
— Речь идет о входной контрольной работе, которая традиционно проводится в начале учебного года. Она нужна прежде всего учителю. Результаты, которые показывают учащиеся, помогают ему понять, какие знания остались у детей после лета, где стоит больше времени уделить повторению, чтобы пробелы не копились и не препятствовали дальнейшему успешному обучению.
Процесс подготовки также зависит и от года обучения. Каждому возрасту присущи те или иные физиологические возможности и психологические особенности, от которых и стоит отталкиваться. Расскажем о полезных советах, которые помогут эффективно подготовиться к контрольной работе.
Ученику 1–2 классов
- Обучение через игру. Повторить и закрепить материал помогут тематические игры (викторины, кубики, наборы карточек, наклейки). Чтобы объяснить ребенку тему, можно использовать множество повседневных вещей. Главное — включить фантазию. Также можно сыграть с ребенком в школу, где он выступит в роли учителя, а вы — в роли ученика. Объясняя вам тему, он в очередной раз проговорит правила и лучше их запомнит.
- Организация режима занятий. Для нормального усвоения материала важно, чтобы ребенок не перегружался. Поэтому необходимы перерывы после каждых 10–15 минут занятий. Чтобы младшему школьнику было интереснее соблюдать такой режим, можно использовать песочные часы.
- Равномерная и регулярная подготовка. Необходимо повторять материал не целиком накануне, а понемногу каждый день.
- Похвала за старание, а не только за результат. В начальных классах дети приобретают самый главный навык — учиться. Необходимо донести до ребенка, что ошибка — это часть обучения, а не провал.
Ученику 3–4 классов
- Выстраивание заданий по уровню сложности или понимания. Этот навык поможет ребенку выработать стратегию подготовки к контрольной работе. Разделив пройденный материал на менее и более понятный, он сможет понять, каким заданиям стоит уделить больше внимания и времени.
- Решение типовых заданий. Это могут быть задачи из учебника, которые не решали в классе и дома, а также задания из прошлых проверочных или контрольных работ. Практика не будет лишней никогда. А с каждым правильно решенным примером уверенность ребенка в том, что он усвоил тему, будет только расти.
- Разбор ошибок. Просмотрите недавние классные и домашние работы ребенка. В них вы можете увидеть закономерности: в каких случаях ребенок чаще всего допускает ошибки, что дается ему труднее всего. Так вы определите пробелы, которые нужно восполнить. Обязательно нужно разобрать ошибки вместе с ребенком. Важно объяснить, что привело к неправильному ответу, в каком месте совершена ошибка и как сделать правильно.
- Грамотное распоряжение временем. Этот навык обязательно нужно прививать уже в начальной школе. Необходимо учить ребенка не отвлекаться, чтобы не увеличивать время занятия и не снижать его продуктивность. Также можно посоветовать школьнику отложить задание, которое пока не удается выполнить, и вернуться к нему после того, как будут сделаны все остальные.
Ученику старших классов
- Составление плана. Например, можно написать список тем, которые будет включать в себя контрольная работа, разделить их по дням и отводить по 30–40 минут на каждый блок. При этом необходимо определить слабые темы и начать подготовку к контрольной с их изучения и повторения. В последующие дни этим разделам также нужно будет уделить больше времени и внимания.
- Составление шпаргалок. Они необходимы не для списывания, а для повторения. Можно переписывать схемы и таблицы, определения, даты. Это ускорит запоминание.
- Проговаривание материала вслух. Например, можно объяснить тему друзьям, родителям, брату или сестре. Если это получается, значит, тема усвоена.
- Симулирование ситуации контрольной. Здесь можно использовать таймер. Он поможет тренировать навык работы в условиях времени.
- Пробные задания по темам контрольной работы. Помогут прочнее усвоить тему и приобрести уверенность в своих знаниях.
- Соблюдение режима занятий и отдыха. Перерывы необходимы для того, чтобы мозг успевал усваивать материал.
- Правильное повторение материала. Особенно эффективно проводит его перед сном. Чтобы закрепить информацию в долговременной памяти, постепенно нужно увеличивать период между повторениями. Если материал немного забылся, не стоит сразу обращаться к учебнику, ведь память тренируется в процессе припоминания, а не чтения.

Ошибки при подготовке к проверочной, которые снижают результат
Для успешного результата решающее значение имеет не количество времени, проведенного за подготовкой к контрольной работой. Важно грамотное его распределение, а также качество самостоятельных занятий. Рассмотрим основные ошибки, которые помешают достичь желаемого результата:
Подготовка в последний момент
— Сейчас мало у кого из нас развита быстрая память. Если ребенок сел готовиться к контрольной работе лишь накануне, он в итоге ничего не запомнит надолго. Обучение рассчитано на долгосрочную память, которая основана на многократных повторениях. К тому же образовательные программы составлены так, что большинство тем повторяются из года в год, но при этом дополняются и усложняются. Возможно, наспех подготовившись, именно завтрашнюю контрольную ребенок и напишет, но в последующих работах этот пробел обязательно всплывет, — объясняет Елена Кондратова.
Подготовка к контрольной с помощью интернета
— Среди нынешних школьников распространена ситуация, когда они пытаются готовиться к контрольной работе не по учебнику и конспектам с уроков, а ищут материал и даже готовые решения в интернете. И учитель по результатам контроля всегда может понять, как готовился ученик. Дети еще не умеют отсеивать лишнюю информацию, не понимают, какому источнику стоит доверять, а какому — нет. Кроме того, часто при такой подготовке ребенок цепляет материал, который еще не проходили. Получается перенасыщенность информацией, когда в итоге ребенок не запомнил материал ни с уроков, ни из интернета, — поясняет эксперт.
Заучивание без понимания
Механическая зубрежка не поможет разобраться в заданиях, которые будут в контрольной. Чтобы их выполнить, необходимо ориентироваться в теме, а значит — понимать ее. Школьник должен не только запоминать материал, но и уметь логически мыслить, обобщать, делать выводы. И чем старше ребенок, тем более важную роль в его обучении играют эти умения. Механическое заучивание — это впустую потраченное время. Пусть на некоторых моментах подготовка застопорится или замедлится. Но лучше разобраться в теме раз и навсегда.
Завышенные родительские ожидания
Встречаются ситуации, когда сами родители создают стрессовую ситуацию, в которой невозможно качественно подготовиться к контрольной работе. Ни в коем случае не стоит запугивать ребенка, ставить ультиматумы, угрожать лишением чего-либо. Это только навредит результату. В такой ситуации школьник будет думать не о материале, который нужно повторять, а о том, что его ждет в случае, если результат контрольной работы не оправдает ожиданий родителей. Не лучшим образом скажется на подготовке и сравнение с другими детьми.
Работа на оценку
— Для кого нужны оценки? Прежде всего — для родителей. Дети и так понимают, насколько они знают материал. Учителя тоже имеют представление о том, как успевает тот или иной ребенок. Отметка — это способ донести до родителей информацию, например, о том, как понимает материал школьник, освоил ли он программу за четверть или год.
Оценки должны быть не целью, а средством, которое помогает обратить внимание на проблемы. Это не только итог, но и мониторинг. Поэтому попытки школьников, а иногда и их родителей, добиться высокого балла с помощью каких-либо уловок, но никак не с помощью качественной подготовки, приносят огромный вред и приведут в итоге к отрицательному результату, — объясняет Елена Кондратова.
Как родители могут помочь в подготовке к контрольной
Чем младше ребенок, тем более важна роль родителя в подготовке к контрольной работе. Младшим школьникам необходимо прививать навыки планирования, самоорганизации, соблюдения режима. Также важно прорабатывать с ними пробелы и всячески оказывать моральную поддержку.
В старших классах помощь родителей также необходима, хотя некоторые из них считают, что не могут помочь своему ребенку-старшекласснику, так как подзабыли школьную программу и не владеют материалом. Однако моральная поддержка для подростка не менее важна, чем для ученика начальной школы. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от ребенка, который просит вас его проверить. Потраченное на совместную подготовку время вернется сторицей.
— Еще один важный момент, в котором могут помочь родители, — это целеполагание. В подготовке к контрольной работе это очень хорошо мотивирует ребенка. Он должен понимать, где и как можно применить те или иные знания, и где без них он точно не сможет обойтись. Например, тема — модальные глаголы английского языка. Школьник может не понимать, зачем ему разбираться в этой теме. Можно объяснить ребенку на простом примере: когда-то в будущем он будет в другой стране (путешествовать, отдыхать или даже работать) и без этих знаний не сможет правильно спросить или сказать что-то важное в гостинице, магазине, ресторане, больнице, — объясняет Елена Кондратова.
Именно практикоориентированность дает долгосрочную память, подчеркивает эксперт:
— Нужно объяснить ребенку, что ему это нужно не для завтрашней контрольной. Если он ее не напишет, ничего страшного не случится. Школьник должен понимать, что учится не для контрольных, а для своего будущего.

Советы эксперта
Мы рассмотрели универсальные советы, которые при правильном применении работают эффективно в отношении большинства детей. Однако Елена Кондратова советует также ориентироваться и на психологические особенности конкретного ребенка:
— Существует условное разделение людей по типу восприятия: визуалы, воспринимающие информацию с помощью зрения; аудиалы, которые получают и запоминают ее через слушание или говорение; кинестетики, воспринимающие с помощью осязания, движений. Все три канала восприятия присутствуют у каждого человека. Но при этом один из них развит наиболее сильно, второй менее сильно, третий — слабо развит.
Зная, какой способ восприятия работает у ребенка наиболее активно, можно значительно повысить эффективность подготовки к контрольной работе:
— Это не значит, что мы должны идти на поводу у более сильных сторон школьника и использовать только их. Напротив, работать со слаборазвитыми каналами, развивать их нужно обязательно. Однако в экстренной ситуации, когда необходимо мобилизоваться, быстро усвоить объемный учебный материал, наиболее развитый канал восприятия станет палочкой-выручалочкой. Однако важно при этом точно понимать, какой канал восприятия работает у ребенка лучше. Иначе может получиться, например, такая ситуация: родитель-аудиал читает ребенку стихотворение, чтобы тот его запомнил, а тому подходит совсем другой способ — визуально запоминать строки.
— Визуалам легче запоминать с помощью чтения, таблиц, картинок, схем, графиков. Аудиалам больше подходят проговаривание вслух, аудиокниги.
Также можно найти индивидуальный подход и к подготовке к контрольной учащихся с более развитым левым или правым полушарием. Правополушарным детям легче дается информация, которую подают по принципу от общего к частному. То есть сначала он охватывает всю тему и только потом изучает детали — например, классификацию, свойства. Левополушарный ребенок наоборот будет сначала понимать и запоминать детали и только потом объединять их в целое.
В заключение Елена Кондратова дала еще несколько ценных рекомендаций для родителей:
— На контрольных работах не бывает непройденных тем или разделов. Поэтому основная подготовка к контролю — это внимательность на уроках и выполнение домашних заданий. Если ребенок по какой-либо причине пропускает занятия, проследите за тем, чтобы он попросил у одноклассников конспекты с уроков. Помогите ему разобраться в новой теме, если у него не получается сделать это самостоятельно. Также школьникам, пропустившим уроки или не понимающим тему, не стоит бояться подходить к учителям. Педагог заинтересован в том, чтобы дети своевременно и в полном объеме усваивали учебный материал. Видя обеспокоенность ученика, он обязательно уделит ему внимание и время.
Чек-лист: как подготовиться к контрольной работе
- Не стоит бояться кратковременного стресса и пытаться бороться с ним, если только он не носит избыточный характер. Волнение — это нормально. В такие моменты мозг работает лучше, чем в спокойной обстановке.
- Сильное волнение снять помогут: позитивный настрой, максимальное снижение эмоциональной нагрузки, полноценный сон, проговаривание проблемы, умеренная физическая нагрузка, дыхательные техники.
- Способы быстрой подготовки к контрольной работе в 1–2 классах: обучение через игру, организация режима занятий, равномерная и регулярная подготовка, похвала за старание, а не только за результат.
- Ученику 3–4 классов подготовиться к проверочной работе помогут: выстраивание заданий по уровню сложности или понимания, решение типовых заданий, разбор ошибок, грамотное распоряжение временем.
- Ошибки при подготовке к проверочной, которые снижают результат: подготовка в последний момент, подготовка к контрольной с помощью интернета, заучивание без понимания, завышенные родительские ожидания, работа на оценку.
- При подготовке к контрольной работе будет эффективным использование одного или двух наиболее развитых каналов восприятия — аудиального, визуального, кинестетического.
Список источников
- «Как психологически подготовить ребенка к экзаменам?» / Институт воспитания | ФГБНУ ИИДСВ.
- «Как ребенку справиться с тревогой и стрессом перед контрольной. Памятка для родителей» / Институт воспитания | ФГБНУ ИИДСВ
- Сиротюк А. Л. «Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей». 2001.