Как объяснить ребенку деление: интересные игры, задачи и упражнения

Деление — достаточно сложное арифметическое действие. Недаром к его изучению переходят после сложения, вычитания и умножения. В статье разберем, как объяснить ребенку деление с помощью интересных математических игр, задач и упражнений.
Авторы и эксперты
Автор Дети Mail
Преподаватель математики
Девочка решает примеры на деление
Часто деление дается ребятам намного сложнее, чем остальные арифметические действия.Источник: https://ru.freepik.com/

К изучению деления школьники приступают во втором классе, когда уже хорошо понимают сложение и вычитание, а также знакомы с умножением. Но нередко, к сожалению учителей и родителей, деление дается ребятам намного сложнее, чем остальные арифметические действия. Мы расскажем о том, как объяснить ребенку деление и познакомить его с методом деления столбиком. Далее поделимся интересными математическими играми и задачами, а также попросим совета у эксперта-педагога.

Как просто и быстро научить ребенка основам деления

Говоря с ребенком о делении, проще всего начать с практического применения этого арифметического действия. Возьмите несколько одинаковых предметов, например, конфет или ягод, и предложите ему разделить их поровну для начала на вас двоих. 

Потом добавьте еще одного члена семьи — так вы разберетесь с делением на три.

Применять такой подход можно до любых порядков чисел, подбирая любые удобные для разделения «на кучки» предметы.

Так как работа с делением в начальной школе предполагает, что в результате этого действия должны получаться целые числа, не стоит обучать ребенка дробям, чтобы он не путался. То есть важно иметь несколько предметов, каждый из которых является условной единицей, а не разрезать «на кусочки» что-то целое вроде пиццы. Даже если для примера выбрана пицца, изначально считайте количество ее кусочков, например: «раздели восемь кусочков пиццы на четверых членов семьи».

Еще один важный момент: на начальном этапе обучения подбирайте такое количество предметов, которое делится на нужное число групп без остатка, поровну. Удобно взять, например, 12 единиц, тогда можно изучить деление на 2, 3 и 4.

В конце следует запомнить понятия, которые потребуются на уроках: делимое, делитель и частное:

  • то, что мы делим, называется делимым;
  • то, на сколько делим, – делителем;
  • результат – частным двух чисел.

Например, 12 (делимое) : 4 (делитель) = 3 (частное).

После понимания принципа можно обратить внимание на таблицу умножения и запомнить, что для деления табличных чисел можно находить делимое в столбце с делителем, тогда число в строке будет результатом. Например, число 35 стоит в столбце с «семеркой» напротив числа 5 — результат деления 35 : 7 = 5.

Как правильно объяснить ребенку примеры на деление с остатком

Когда ребенок понял деление нацело, можно переходить к более сложному действию — делению с остатком. Добавьте к уже имеющимся предметам еще один и попросите ребенка снова разделить их поровну.

Если вы работали с двенадцатью единицами, то 13 как раз подойдет: как простое число, оно в любом случае будет делиться с остатком. Объясните ребенку, что та конфета или ягода, которая осталась «лишней» в математике и называется остатком.

После этого можно показать, как правильно оформить ответ в таком примере. После знака равенства нужно записать результат деления, а в скобках указать остаток. Например, 13 : 4 = 3 (ост. 1)

Девочка решает домашнее задание по математике
Давайте задания маленькими порциями.Источник: https://ru.freepik.com

Как научить ребенка делить двузначные числа

С делением на двузначные числа все сложнее, но ненамного. 

«Первые двузначные числа, которые нам приходится делить, связаны с таблицей умножения. Но когда делимые перестают укладываться в рамки таблицы умножения, может возникнуть сложность. Понятно, как разделить число 36 на 4. Но что, если делить на 4 нужно уже 56? Такое деление называется внетабличным. Чтобы разделить числа, не входящие в таблицу умножения, нам понадобятся ровно две вещи: отличное знание таблицы умножения и состава чисел», — рассказывает Софья Сотникова, методист и преподаватель математики в онлайн-школе «Фоксфорд»

Рассмотрим пример 56 : 4. Само число 56 в таблицу умножения не входит, но ничто не мешает нам представить его в виде суммы слагаемых: 40 + 16. Важно, что для деления не всегда подходят разрядные слагаемые. Основной принцип — удобство. Первое слагаемое удобно брать в виде круглого десятка, легко делящегося на делитель. Тогда второе слагаемое остается по остаточному принципу. Оба слагаемых — и 40, и 16 — есть в таблице умножения на 4. Разделим каждое из них и получим 10 и 4. Остается лишь сложить полученные результаты обратно — и деление готово.

Примеры на деления двузначного числа на другое двузначное младшеклассники и вовсе решают простым подбором. Например, если нужно разделить 63 на 21, алгоритм будет таким:

  1. Умножаем делитель на 2: 21*2 = 42. Не равно 63 – не подходит.
  2. Умножаем делитель на 3: 21*3 = 63. Подходит – ответ найден.

При необходимости множитель увеличиваем дальше, в итоге добираясь до нужного результата. Важный момент в таких упражнениях — подобрать делимое, которые делится на делитель без остатка.

Как объяснить ребенку деление столбиком

Деление столбиком — самый сложный этап. Нередко оно дается тяжело не только детям, но и их родителям, давно окончившим школу и привыкшим пользоваться калькулятором или делить необходимые числа в уме. Тем не менее обучиться этому навыку можно, если следовать алгоритму:

  1. В верхней строке записываем делимое.
  2. Отчеркиваем вертикальной и горизонтальной, рисуя так называемый «уголок».
  3. Справа, внутри получившегося уголка, записываем делитель.
  4. Делить начинаем с крайней левой цифры делимого, двигаясь вправо.
  5. Если первая цифра делимого больше делителя, под ней пишем ту, что делится на делитель без остатка, но при этом не больше исходной.
  6. Если первая цифра меньше делителя, берем двузначное число, состоящее из первых двух цифр делимого. И так далее  до тех пор, пока выбранная часть нам не подойдет. Ниже пишем максимальное кратное делителю число, не превосходящее выбранное нами «число-часть».
  7. Ставим между записанными числами слева знак минуса и отчеркиваем написанное горизонтальной чертой. Под ней пишем результат вычитания «нижнего» из «верхнего». Важно при этом соблюдать разрядность: если результат в единицах — его нужно написать четко под единицами того числа, которое мы выбрали на предыдущем этапе.
  8. Под уголком с делителем записываем результат совершенного нами деления.
  9. Берем следующую цифру исходного числа и «сносим» ее, то есть записываем справа от остатка, полученного на этапе 7.
  10. Полученное число проверяем, повторяя шаги 6–8.
  11. Сносим следующую цифру и вновь повторяем те же действия. В конце мы получим в остатке либо ноль, если пример — на деление нацело, либо число, меньшее делителя, если нам попался пример на деление с остатком. 

Для удобства можно на свободном месте записывать пошагово все действия: подбор кратных, результат вычитания.

С примером можно ознакомиться в видеоролике. 

Задачи и игры для обучения ребенка делению

Мы придумали несколько игр и заданий, которые помогут в интересной и увлекательной форме познакомить ребенка с делением.

«Поделись с друзьями»

Эту игру мы уже отчасти описывали выше: нужно выдать ребенку несколько одинаковых предметов и попросить разделить их поровну между ним и его друзьями или родными. Например: «возьми восемь пирожков и подели их так, чтобы ты, мама, папа и сестра получили поровну».

Можно модернизировать игру, предлагая, например, разделить условные канистры топлива между машинами в гараже или детали между роботами. Выбирайте ту тему, которая наиболее интересна и близка вашему ребенку.

«Кто успел, тот и поделил»

Эта игра подойдет тем, кто уже умеет делить на однозначные числа, а играть должно хотя бы два человека. Нарежьте из картона небольшие карточки и напишите на них числа от 2 до 9.

Называйте вслух или пишите на бумаге простые примеры на деление. Можно даже воспользоваться современными технологиями и попросить голосового помощника называть примеры для вашей игры с ребенком.

Задача игрока — быстро вычислить результат и схватить карточку, на которой написан ответ. После каждого раунда карточка возвращается на место, а счет игрока увеличивается на единицу. Победит тот, кто наберет больше всего очков.

Можно добавить условие, по которому схвативший неверную цифру теряет один балл.

Пример: играют Саша и Петя. Ведущий называет пример: 24 : 4. Петя хватает цифру 5, но ошибается и теряет один балл из накопленных. В следующем примере (36 : 6) Саша первым дотягивается до цифры 6 и прибавляет к своему игровому счету один балл.

«Сколько останется?»

Фактически, это усложненная версия предыдущей игры. В этом варианте нужно «хватать» карточку не с результатом деления, а с остатком, который получится в результате выполнения действия.

Здесь можно подбирать уже более сложные примеры: делить пары двузначных чисел или трехзначное на однозначное. При необходимости разрешите игрокам делать записи на бумаге.

Советы эксперта

«Чтобы ребенку было проще адаптироваться к делению и усвоить новые правила, добавляйте в процесс обучения игровые механики и моменты. Например, сделайте игровую карту как в игре “лестницы и змеи” с примерами на деление в клеточках. Бросайте кубик и соревнуйтесь, превращая вычисления в игру. 

Добавляйте больше визуальной информации. Например, используйте палочки для визуального деления. Дети могут физически разделять группы, что поможет им лучше понять концепцию деления. Закрепляйте навыки. Например, создайте карточки с делением, где на одной стороне будет пример, а на другой — ответ. Такие карточки можно организовать по принципу игры в “мемо”, добавляя еще больше игровых моментов. И, конечно же, не стоит забывать про мобильные приложения. 

Интерактивные механики помогают отработать навыки и закрепить полученные знания в игровой форме в любое удобное время. Терпение и практика — ключ к успеху», — считает Софья Сотникова.

Что делать, если ребенку неинтересно заниматься математикой

Далеко не все дети с первых дней обучения любят и понимают математику: это нормально и не должно быть поводом для беспокойства. Мы собрали несколько советов, которые помогут заинтересовать школьника этой дисциплиной.

  1. Связывайте математику с реальной жизнью, а не просто давайте абстрактные примеры. Покажите, как вычисления помогают в повседневных делах: при покупках, приготовлении еды или планировании времени. Ситуации с разделением конфет на всех — наглядный пример такого подхода. 
  2. Используйте настольные игры, карточки, математические викторины и пазлы: они делают обучение увлекательным и добавляют соревновательный момент, который привлекает многих непосед.
  3. Давайте задания маленькими порциями. Лучше короткое, но регулярное занятие, чем длительное и утомительное. Не изучайте сразу несколько действий: закрепите для начала деление нацело, а к делению с остатком переходите как минимум на следующий день.
  4. Предлагайте задачи с выбором. Пусть ребенок сам решит, с какого задания начинать или в какую именно игру поиграть. Возможность выбора повышает самостоятельность и интерес.
  5. Поддерживайте и хвалите. Даже небольшой успех заслуживает положительной оценки — это актуально и для детей, и для взрослых. Уверенность в себе напрямую влияет на желание продолжать занятия.