Как научить ребенка читать: эффективные методики и полезные советы

Сегодня вместе с экспертами расскажем, как научить ребенка читать и открыть ему возможности к дальнейшему познанию мира.
Авторы и эксперты
Логопед высшей квалификационной категории,
Автор Дети Mail
Педагог, логопед
Педагог-воспитатель
Дети читают книгу
Для интересного и эффективного обучения чтению важна комфортная обстановка. Источник: https://ru.freepik.com/

Обучение чтению требует от взрослых вовлеченности и понимания возрастных особенностей детей. Родителям важно знать, когда уже можно начинать занятия, какие методики лучше использовать и как создать правильную атмосферу для эффективного развития навыков. Расскажем подробнее, как научить ребенка читать.

Когда начинать учить ребенка читать

Начать обучение чтению лучше всего тогда, когда ребенок будет готов к этому с психофизиологической точки зрения. 

— Физиологи, психологи, логопеды, педагоги начальных классов считают, что начало обучения чтению должно совпадать не с возрастом ребенка, а с периодом, когда у него будет сформирована прочная база для овладения навыком чтения. Глазодвигательные мышцы должны осуществлять четкие линейные движения по строке, мышцы тела — позволять ребенку определенное время находиться в статичном положении. 

Важна также развитость психических процессов (внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, речи), возможность воспринимать и обрабатывать прочитанное на когнитивном уровне, — поясняет Елена Емцева, учитель-логопед высшей квалификационной категории, учитель начальных классов, руководитель частного логопедического центра «Букваренок» в г. Новокузнецке.

И все же некоторые родители беспокоятся, что ребенок будет отставать от одноклассников в первый год обучения в школе. Но если малыш еще не готов к самому чтению, вы все равно можете мотивировать его к развитию. 

Наталья Лебедева, педагог, логопед, учредитель детских центров «Матрешкино» в г. Ростове-на-Дону, объяснила, как стоит поступить:

— В 5 лет дети начинают осознавать связь между звуками и буквами. До этого возраста мы не рекомендуем обучать детей чтению, потому что их мозг для этого еще недостаточно развит. Используйте яркие книги с картинками и небольшими текстами, чтобы поддерживать их интерес.

Особенности обучения ребенка чтению в зависимости от возраста

Возраст влияет на подход к обучению: малыши лучше воспринимают игровые методы, а дети постарше могут осваивать чтение через простые тексты и задания. Разберем особенности каждого этапа.

1—5 лет

В этом возрасте дети могут складывать буквы в слоги, но само чтение и понимание требует усилий. Ребенок еще не различает такие понятия, как звук, буква, слог, слово. 

— В педагогике есть термин «ведущая деятельность». Методики развития и обучения базируются на знаниях о ведущей деятельности ученика в определенном возрасте. У дошкольника это игра. Поэтому, какой бы метод обучения чтению вы ни использовали, важно проводить занятия в игровой форме, — объясняет Елена Емцева. 

6—7 лет (1-й класс)

К 6 годам ребенок становится более усидчивым и внимательным, начинает активно проявлять интерес к книгам. В этом возрасте можно приступать к обучению через совместное чтение и обсуждение текста.

— Рекомендую в этом процессе использовать обучающие игры, карточки с буквами и звуками, а также занятия на основе рифмовок и песен. Это сделает процесс обучения увлекательным и естественным для ребенка, — комментирует педагог и логопед Наталья Лебедева.

8—9 лет (2-й класс)

В этот период дети уже обладают базовыми навыками, но могут испытывать трудности с пониманием сложных текстов. Важно уделять внимание осмыслению прочитанного: учить анализировать текст, выделять главное, задавать вопросы и делать выводы. Выбирайте книги, соответствующие интересам ребенка, чтобы поддерживать его мотивацию

Мать читает малышу вслух
Хорошо, когда чтение воспринимается как семейный ритуал.Источник: https://ru.freepik.com/

Как создать правильную атмосферу для обучения ребенка 

Для интересного и эффективного обучения важна комфортная обстановка. Эти рекомендации помогут организовать подходящую атмосферу для обучения ребенка чтению:

  • обеспечьте хорошо освещенное рабочее место с удобным стулом и столом;
  • устраните отвлекающие факторы;
  • расположите материалы для обучения в одном доступном месте;
  • установите конкретное время для занятий: для эффективного обучения важен график и регулярность;
  • предлагайте ребенку книги по возрасту и учитывайте его выбор.

— Возможно, стоит вместе прогуляться в книжный магазин и дать ребенку выбрать то, что он хочет. Хороший вариант — книга для семейного чтения, которую можно читать по очереди, — советует Елена Мингова, педагог-воспитатель, основатель и руководитель франшизы билингвальных детских садов «Космо Кидс» в г. Москве.

Хорошо, когда чтение воспринимается как увлекательный творческий ритуал.

— Дома можно организовать «Читательский уголок»: уютно оформленное кресло, плед с изображением героев любимой книги — стелите его на кресло или диван во время занятий чтением. Можно организовать полочку любимых книг, — рекомендует учитель-логопед Елена Емцева.

Пошаговая инструкция, как научить ребенка читать по слогам

Обучение должно быть постепенным: переходите от простого к сложному. В качестве подспорья предлагаем инструкцию, которую составила для нас учитель-логопед Елена Емцева. Заглавными буквами обозначены типы звуков, из которых составляются сочетания (Г — гласный, С — согласный)

1. Учим называть отдельно гласные (Г) 

В первую очередь стоит объяснить ребенку, что такое звуки, и чем они отличаются от букв.

2. Сливаем согласный (С) и гласный (Г)

Г — это базовый слог для формирования навыка чтения — слог-слияние. Ставим пальчик под согласный, называем его протяжно: [М]. Не переставая тянуть согласный, передвигаем пальчик под гласный, протяжно его называем [А]. У нас получился слог МА.

На первоначальном этапе важно научиться именно слиянию: когда глаза плавно переходят от согласного к гласному, а ребенок плавно, без пауз озвучивает буквы, сливая их в слог.

3. Просим повторить прочитанное

Так уже на уровне слога мы учим осмысленности прочитанного, продолжаем развивать фонематическое восприятие.

4. Переходим к работе со следующими сочетаниями гласных (Г) и согласных (С)

Постепенно добавляет новые согласные и гласные буквы, усложняя слога. Среди них:

  • СГС (сад, ряд);
  • ССГС (крот);
  • СГСС (рост);
  • СССГ (стру, стри);
  • ГС (ус).

Методики обучения чтению

Чтобы не действовать наугад, можно обратиться к проверенным способам обучения. Существует множество методик для разных возрастов и типов восприятия информации. Рассмотрим некоторые из них.

1. Звуковой аналитико-синтетический метод

Сочетает в себе анализ (разложение слов на звуки и слоги) и синтез (соединение звуков и слогов в слова). Это основной метод обучения в российских школах и дошкольных учреждениях.

2. Методика глобального чтения Гленна Домана

Основана на принципе визуального восприятия целых слов, а не отдельных букв или слогов. Направлена на развитие естественной способности ребенка воспринимать письменную речь как единое целое.

3. Методика Марии Монтессори

В рамках этого подхода чтение рассматривается как часть общего процесса освоения языка, который начинается с развития сенсорного восприятия и моторики. Методика делает акцент на том, чтобы ребенок сначала освоил письмо, а затем перешел к чтению, так как это соответствует естественному ходу развития. 

4. Методика Николая Зайцева

Основана на использовании специальных кубиков и таблиц, которые помогают детям осваивать чтение через игру и наглядность. Ребенку предлагается запоминать не отдельные буквы, а сразу склады, которые потом соединяются в слова.

Мальчик складывает буквы в слоги
Лучше всего обучать ребенка чтению в игровой форме.Источник: https://ru.freepik.com/

Игры для обучения чтению

Чтобы чтение не ассоциировалось со стрессом и не вызывало отторжение, используйте игровой подход. Предлагаем несколько идей для игр.

1. «Собери слово» 

Используйте магнитные буквы или карточки, чтобы ребенок составлял слова из отдельных букв или слогов.

2. «Найди пару» 

Подготовьте карточки с изображениями и словами, которые их обозначают. Задача: найти правильную пару.

3. «Лото со словами» 

На карточках написаны слова, а на фишках — картинки. Ребенок должен закрыть фишкой соответствующее слово.

4. «Кубики Зайцева»

Игра на основе вышеописанного метода Николая Зайцева. Складывайте из кубиков слоги и слова, изучая чтение через игру.

5. «Угадай слово»

Напишите слово, пропустив одну букву, и попросите ребенка поставить недостающую.

Как обучить детей скорочтению 

Современное информационное общество требует умения быстро читать и обрабатывать большие объемы текста. Но нужно ли это детям? И если да, то как обучить их скорочтению? Спросили у наших экспертов.

— Сейчас образование строится не на простом поглощении информации, а на умении анализировать и мыслить критически, — отмечает педагог-воспитатель Елена Мингова. — Говорить о скорочтении можно только тогда, когда ребенок уже прекрасно читает и анализирует прочитанное. 

Если вы решили начать обучение скорочтению, обратите внимание на следующие советы:

1. Убедитесь, что ребенок хорошо владеет обычным чтением: уверенно читает слова, понимает их смысл и удерживает внимание на тексте.

2. Начинайте с простых текстов, постепенно переходя к более сложным. 

3. Обязательно делайте разминку для глаз, чтобы снизить нагрузку на зрение.

4. Занимайтесь регулярно — бессистемные занятия скорочтением не дадут результата.

5. Не давите на ребенка, если ему некомфортно читать быстро.

— Если у школьника есть трудности с овладением звуковым аналитико-синтетическим методом чтения, я не советую осваивать приемы скорочтения. Да, они могут помочь быстрее запомнить буквы, активизировать ряд мыслительных процессов. Но в то же время у ученика ослабевает способность к формированию орфографической зоркости, а это — основа грамотности. У многих формируется механическое чтение, — делится опытом учитель-логопед Елена Емцева.

Советы эксперта

Наши эксперты поделились рекомендациями и наблюдениями, которые помогут сделать процесс обучения комфортным и увлекательным.

Хвалите ребенка за достижения, даже самые маленькие, — советует педагог и логопед Наталья Лебедева. — Такой подход повысит его уверенность и желание учиться. Не ставьте перед ним слишком высокие ожидания и не заставляйте его делать что-то насильно. Обсуждайте с малышом, что ему интересно, что вызывает затруднения. Включайте чтение в различные аспекты жизни: читайте вместе рецепты, дорожные знаки или инструкции. Это поможет ребенку увидеть практическое применение чтения. 

Учитель-логопед Елена Емцева отмечает:

— Из собственного опыта учителя начальных классов и логопеда могу точно сказать, что любовью к чтению особенно проникаются те дети, чьи родители тоже с удовольствием читают. Создайте семейную традицию — читать по вечерам. Ребенку важно видеть, что взрослые ценят книгу, что для родителей это не тягостная обязанность, а возможность отдохнуть, насладиться, узнать из газеты новости. Для семейного чтения достаточно и 20 минут, но регулярных. Постарайтесь делиться прочитанным. Пусть ненавязчиво за ужином папа расскажет, какой увлекательный рассказ он прочитал, а мама — о том, как ей понравилось стихотворение. Если книга станет другом взрослых членов семьи, ее полюбит и ребенок. 

Педагог-воспитатель Елена Мингова предостерегает от ошибок:

— Большое заблуждение — думать, что пока ребенок тренируется, ему все равно, что читать. Это не так. Книга должна интересовать, иначе обучение не даст результата. 

Главное об обучении ребенка чтению

Подводя итог статьи, повторим ключевые рекомендации, которые помогут научить ребенка читать.

1. Приступайте к обучению, когда ребенок будет готов психологически и физически и начнет сам проявлять интерес к чтению.

2. Учитывайте возрастные особенности. До 6 лет делайте акцент на игровом подходе, далее можно обсуждать и анализировать текст, выполнять несложные задания на осмысление.

3. Изучите различные методики и игры для обучения чтению. Выберите подходящие варианты, исходя из возраста, уровня и предпочтений ребенка.

4. Создайте правильную атмосферу: удобное и уютное рабочее место без отвлекающих факторов.

5. Если вы хотите обучить ребенка скорочтению, убедитесь, что он хорошо владеет навыками базового чтения.

6. Хвалите детей за успехи, не давите и не нагружайте слишком сложными задачами.

7. Показывайте пример: читайте сами и создавайте семейные традиции чтения. 

Список источников

1. Тихомирова И. Психология детского чтения от А до Я. 2004. 

2. Бугрименко Е., Цукерман Г. Чтение без принуждения. 1998.

3. Обухова Л. Детская психология: теории, факты, проблемы. 1998.