Итоговое сочинение: как получить допуск к ЕГЭ и написать работу по всем правилам

О первом в выпускном классе испытании учащиеся задумываются еще до начала последнего учебного года. Вопрос, как писать итоговое сочинение для допуска к ЕГЭ, не зря волнует умы одиннадцатиклассников.
Авторы и эксперты
Кандидат филологических наук
Автор Дети Mail
Школьница пишет сочинение
Основная цель сочинения — оценить умение учащегося рассуждать на темы из области нравственности и этики, а также обосновывать свою точку зрения с помощью примеров из книг.Источник: freepik.com

В статье расскажем, что такое итоговое сочинение, когда его пишут и в какие сроки проверяют. Рассмотрим структуру работы, а также требования и критерии ее оценивания. Изучим алгоритм написания на примере итогового сочинения для получения допуска к ЕГЭ. Разобраться в вопросе нам поможет Елена Шкляева, эксперт ЕГЭ с 2003 года, кандидат филологических наук, учитель русского языка высшей категории.

Что такое итоговое сочинение и зачем его пишут

Итоговое сочинение в России было введено в 2014 году после предложения Президента Владимира Путина разработать и ввести сочинение в состав экзаменационных испытаний для выпускников. 

Только при успешной сдаче этой работы одиннадцатиклассника допустят к ЕГЭ. Кроме того, некоторые вузы включают итоговое сочинение в перечень индивидуальных достижений, которые учитываются при поступлении. Это дает возможность получить дополнительные десять баллов. 

Основная цель экзамена — оценить умение учащегося рассуждать на темы из области нравственности и этики, а также обосновывать свою точку зрения с помощью примеров из книг.

Учащимся предлагают шесть тем на выбор. На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) размещен закрытый банк тем. В нем три раздела. Они блоки разделяются по направленности тем:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека. Здесь мы рассуждаем про внутренний мир человека, самопознание, отношение к другим людям и взаимоотношения с ними, нравственные ценности и ориентиры.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека. Выбрав тему из этого блока, размышляем о роли семьи, общества в жизни людей, о патриотизме.

3. Природа и культура в жизни человека. Здесь будем говорить о взаимоотношениях с природой, роли науки и искусства, а также о языке.

«На экзамене будет предложено 6 тем (по 2 из каждого блока), выбирать можно любую. Это облегчает задачу, так как уже на этапе подготовки можно определиться, темы из какого раздела ученику ближе (по ним есть что сказать, есть идеи насчет того, на какие тексты можно сослаться). Заранее стоит подготовиться к одному–двум направлениям», — комментирует наш эксперт. 

Кто пишет сочинение и в какие сроки

Итоговое сочинение пишут все российские школьники, обучающиеся в 11-х классах. Традиционной датой написания работы стала 1-я среда декабря. Поэтому с большой долей вероятности в 2025 году выпускники будут писать итоговое сочинение 3 декабря. 

Требования и критерии оценки

Итоговое сочинение оценивают по принципу «зачет/незачет». Чтобы вам поставили «зачет», нужно получить положительную оценку по трем критериям из пяти, представленных ниже. Но сначала работу проверяют на соответствие двум требованиям, о которых мы также расскажем далее. И требования, и критерии — единые по всей стране. Их утверждает ФИПИ.

Итак, требования, которые необходимо соблюсти при написании итогового сочинения:

1. Объем текста. Рекомендуемое экспертами ФИПИ количество слов — от 350: максимальное — не уточняется, однако есть минимальное — 250 слов. При этом считаются также предлоги, союзы, местоимения. Если минимум не соблюден — учащийся автоматически получит «незачет». Далее работу проверять не будут.

2. Самостоятельность написания работы. Нельзя списывать или писать по памяти чужие тексты или их фрагменты. Можно цитировать, но при этом следует ссылаться на источник. Главное, чтобы объем цитируемого текста не превышал объем авторского текста выпускника. Если проверяющие установят, что школьник при написании сочинения использовал чужие тексты, — поставят «незачет» за всю работу в целом.

Только если сочинение соответствует этим двум основным требованиям, проверяющие приступают к дальнейшей оценке работы по следующим критериям: 

1. Соответствие теме. Необходимо, чтобы школьник рассуждал именно на ту тему, которую выбрал. «Незачет» ставится только в том случае, когда содержание работы не согласуется с темой, не содержит ответа на основной  вопрос. 

2. Аргументация с примерами из литературных произведений. Здесь оценивают умение рассуждать, аргументировать свои взгляды с помощью примеров из книг. Если эти условия не соблюдены, учащийся получит «незачет». Также важно, чтобы содержание выбранного из литературного источника текста было приведено без искажений. Сослаться в сочинении следует как минимум на одно произведение.

3. Композиция и логика рассуждения. Критерий для оценки умения логично рассуждать на конкретную тему. Если в работе допущены грубые нарушения логики, которые мешают понять смысл, проверяющие поставят «незачет».

4. Качество письменной речи. Оценивается речевое оформление текста. Важно, чтобы ваша лексика была разнообразной и чтобы вы максимально точно и доступно выражали свою мысль, а также уместно применяли термины. Если из-за речевых ошибок сложно или даже невозможно понять смысл текста, выставляется «незачет».

5. Грамотность. Здесь оценивается знание грамматики. Негрубые и не повторяющиеся недочеты при подсчете не учитываются. Но если на сто слов встречается более пяти ошибок, ставится «незачет». 

Итоговое сочинение в 2025 году: что изменилось

«Порядок и процедура проведения итогового сочинения, критерии его оценивания в новом учебном году не меняются», — поясняет Елена Шкляева. 

Как выглядит структура итогового сочинения

Формальная структура содержит введение, основную часть и заключение. Каждый из этих разделов несет определенную смысловую нагрузку и играет свою роль в построении общей композиции сочинения:

«Итоговое сочинение пишется как классическое сочинение-рассуждение: тезис — аргументы — вывод», — комментирует Елена Шкляева.

Рассмотрим, что должен содержать каждый раздел сочинения.

Вступление

Самое главное, что должно быть в этом разделе, — это тезис, то есть главная мысль, которую нужно доказать в процессе написания работы. Введение должно содержать не только общие рассуждения по теме, но и четко сформулированную основную мысль — ответ на поставленный в формулировке задания вопрос.

Также можно включить в этот раздел толкование ключевого понятия. Например: «Добро — это то, что люди делают бескорыстно, то есть не требуя ничего взамен». Толкование послужит плавным переходом к главной части вступления — тезису.

«Чтобы полнее раскрыть тему, часто формулируется так: с одной стороны,… А с другой стороны…», — дает еще один совет наш эксперт.

Основная часть

Это своего рода ядро сочинения. Именно в этом разделе нужно привести аргументы, которые доказывают вашу точку зрения. Каждый пример условно делится на три части:

  • Связка между предыдущим разделом и непосредственно примером. Здесь можно использовать следующие клише: «Пример, подтверждающий эту позицию, можем увидеть…», «Обратимся к…», «Проиллюстрирую свою позицию примерами из отечественной литературы».
  • Аргумент. Должен содержать название произведения и фамилию его автора. Также нужно привести конкретный пример из книги (по сути — пересказ), доказывающий вашу точку зрения. Можно дополнить текст цитатами, но только в случае, если вы помните их дословно.
  • Микровывод. Этот подраздел должен включать в себя ответ на вопрос «Как именно этот пример доказывает мой тезис?». Недостаточно упомянуть произведение: нужно пересказать конкретный фрагмент, провести анализ поведения героев и пояснить, как именно этот пример согласуется с основной мыслью. 

Чтобы сочинение было зачтено, достаточно привести один аргумент. Однако, как правило, учителя советуют для подстраховки использовать в итоговом сочинении два примера. При этом как минимум один должен отсылать к какому-либо литературному произведению. Второй может быть, например, из фильма или из жизни. Но если пример из книги не зачтут (не подтверждает тезис), а второй будет из фильма или из жизни, то учащийся получит незачет. Поэтому для надежности лучше все же взять два примера из литературы: не зачтут один — есть надежда на второй.

Заключение

Это общий вывод, вытекающий из ваших рассуждений, который показывает, что основную мысль удалось подтвердить. В этой части можно повторить тезис и кратко пояснить, как именно он доказан.

Выпускница готовится к сочинению
При написании сочинения важно соблюдать трехчастную структуру сочинения-рассужденияИсточник: https://ru.freepik.com/

Как писать итоговое сочинение к ЕГЭ: пошаговая инструкция

Составили пошаговый алгоритм написания итогового сочинения, следование которому поможет вам соблюсти все требования и получить зачет. 

Анализ темы и формулировка позиции

После того как вы определились с темой, необходимо ее проанализировать. Проблема, которую нужно раскрыть, присутствует во всех темах. Но не всегда она очевидна. Иногда следует вдуматься, внимательно вчитаться, чтобы правильно ее определить и сформулировать свою позицию. Если начать писать сочинение, не до конца понимая проблему, оно может получиться не по теме, а значит, работу не засчитают.

Можно задать себе вопросы: «какая ключевая идея кроется в теме?» или «что именно нужно проанализировать и доказать?». На этом этапе полезно делать в черновике заметки и записывать слова или фразы, которые приходят на ум. Это поможет сосредоточиться на основной проблеме и четко сформулировать свою точку зрения.

Построение логики сочинения

При написании сочинения важно соблюдать трехчастную структуру сочинения-рассуждения. Она должна четко прослеживаться. При этом во вступлении необходимо определить проблему и обозначить тезис, в основной части привести аргументы, а в заключении представить вывод и дать ответ на вопрос, сформулированный в теме. 

Проще говоря, в сочинении должны присутствовать рассуждение и доказательства. Важно, чтобы текст был последовательным и логичным. Аргументы должны подтверждать ваш тезис, а не представлять собой набор разрозненных мыслей. 

При нарушении логики рассуждений или отсутствии четкой структуры даже крепкие аргументы могут не спасти ситуацию. Отсутствие целостности негативно скажется на оценке работы проверяющими. 

Самые распространенные логические ошибки при написании итогового сочинения: 

  • вступление не соотнесено по смыслу с проблемой, которая будет решаться на протяжении сочинения;
  • аргументы приводят к отступлению от темы и не соответствуют доказываемым тезисам;
  • отсутствие аргументации тезиса;
  • нет микровыводов из приводимых аргументов или они не соответствуют содержанию аргумента;
  • нет смысловой связи между аргументами;
  • заключительная часть содержательно не соответствует другим разделам сочинения, не содержит никаких выводов и обобщений.

Работа с черновиком и проверка

Черновик — верный помощник при написании итогового сочинения. Сначала в нем можно делать пометки и наброски, а также наметить план. Черновик никто не проверяет, поэтому у вас тут полная свобода действий. Затем можно приступать к написанию самого сочинения. При этом стоит придерживаться следующих правил:

  • не отклоняйтесь от темы;
  • следуйте составленному плану работы;
  • не забывайте о соразмерности и логическом порядке частей сочинения;
  • выделяйте в тексте смысловые части, при необходимости меняйте их местами;
  • соблюдайте логику переходов от одного смыслового фрагмента к другому.

После окончания работы с черновиком необходимо обязательно проверить текст:

«Первое чтение: проверить содержание — есть ли ответ на предложенный вопрос, аргументы, опора на какой-то литературный текст, нет ли противоречивых суждений, фактических ошибок (имена, даты и т.п.). Второе чтение: проверка на наличие речевых и грамматических ошибок. Третье чтение — проверяем орфографию и пунктуацию», — советует эксперт ЕГЭ Елена Шкляева.

Написание чистового варианта

После того как вы основательно проверили текст в черновике, можете приступить к переносу его в чистовик. И это важный этап, ведь именно чистовой вариант работы, написанный на бланке, и будут оценивать проверяющие. Старайтесь писать аккуратно и не допускать исправлений и помарок. Почерк должен быть разборчивым. Перед сдачей сочинения проверьте его еще раз по тем же критериям, по которым проверяли текст в черновике.

Примеры итоговых сочинений для допуска к ЕГЭ по русскому языку

Множество примеров можно найти в методических рекомендациях ФИПИ, где размещены сочинения реальных выпускников. В материале эксперты подробно разбирают как удачные, так и неудачные работы.

Мы же на конкретном примере рассмотрим, как выстраивать логику итогового сочинения. И в этом нам поможет эксперт Елена Шкляева:

— Возьмем для примера тему: «Что означает "идти дорогой чести"?». Задаем себе вопрос: что такое честь? Когда человек «идет дорогой чести»? Когда он может свернуть с этого пути? Ответы на эти вопросы — это тезис, который мы формулируем во вступлении.

Далее идет рассуждение: 

— Что означает «идти дорогой чести»? Честь — важное моральное качество человека. На мой взгляд, если человек всегда сохраняет чувство собственного достоинства, остается верным своим принципам, а его поступки вызывают уважение окружающих, то он идет дорогой чести. 

Затем нужно продумать, какие примеры планируется привести, и «перекинуть мостик» от тезиса к аргументам:

— Важно помнить о чести не только в столкновениях с врагами или преступниками, но и в общении с окружающими — равными или занимающими более высокое положение. Это бывает очень непросто, но когда удается не поступиться собственной совестью, сохранить честь незапятнанной, можно гордиться собой и чувствовать себя счастливым. 

Приводим пример: 

— Если писать о чести, можно опереться на произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В качестве одного из примеров можно привести поведение Петра Гринева в разговоре с Пугачевым после захвата крепости, когда молодой человек отказался присягать ему. 

Приводя пример, нужно дать пояснение, как этот аргумент подтверждает вашу точку зрения (заявленный тезис), или сделать микровывод:

— Несмотря на то что Гриневу грозила смерть, он остался верен присяге, которую принес императрице, остался верен долгу и сохранил свою честь.

Второй пример можно тоже взять из этого произведения:

— Маша Миронова, удерживаемая Швабриным, отказывается выйти за него замуж, а позже отправляется в Петербург и доходит до императрицы, спасая Гринева. 

Можно обратиться к любому другому тексту:

— Например, возьмем «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери или «Пугало» Н. С. Лескова. Главное — не забыть сделать промежуточный вывод на основе приведенного вами примера: герой Лескова не присвоил себе случайно забытую шкатулку с деньгами, а вернул все в сохранности хозяйке, так как для него взять чужое значило бы поступить не по чести. Этот поступок вызывает глубокое уважение у всех, кто о нем узнает. 

В заключении нужно подвести итог рассуждению, сделать общий вывод.

Девушка ищет информацию в интернете
Результаты итогового сочинения можно узнать на региональных сайтах или на портале «Госуслуги».Источник: Freepik

Когда будут известны результаты итогового сочинения

Проверка итогового сочинения, проведенного в основную дату (в декабре) должна завершиться не позднее, чем через 12 календарных дней. Но, как правило, этот процесс завершается раньше этих сроков. В основном скорость проверки зависит от количества одиннадцатиклассников в регионе. 

Где смотреть чек результатов

Способов — несколько. Расскажем о каждом из них:

  • На сайтах региональных центров обработки информации (РЦОИ). Как правило, там результаты появляются раньше всего. Найти нужный ресурс легко: нужно набрать в поисковике название региона и аббревиатуру РЦОИ. 
  • В своей школе. Туда сведения поступят в одно время с публикацией на РЦОИ. 
  • На портале ЕГЭ. Здесь, правда, надо учитывать, что далеко не все регионы загружают результаты проверки итоговых сочинений на этот ресурс. Но даже если и загружают, то позже, чем на региональные сервисы.
  • На «Госуслугах». Чтобы найти здесь результаты итогового сочинения, нужно кликнуть на кнопку «Документы» и выбрать раздел «Образование». Далее необходимо пролистать до подраздела «Результаты ЕГЭ» и нажать кнопку «Запросить».

Что делать, если «незачет»

Подавляющее большинство учащихся получают за итоговое сочинение «зачет». Но даже если вы оказались в числе тех, кто не прошел это испытание, не отчаивайтесь. У вас есть еще две попытки, чтобы исправить ситуацию. Главное — понять, в чем была ошибка (если вы действительно писали сочинение, а не пропустили его, например из-за болезни), проработать ее и постараться не допустить при пересдаче. 

Пересдача и дополнительные сроки

Сроки пересдачи четко регламентированы — это 1-я среда февраля и 2-я среда апреля текущего учебного года. Стоит учитывать, что срок проверки сочинения, написанного в феврале, составляет до 12 дней, в то время как работу, написанную в апреле, должны проверить не позднее чем через 8 дней после проведения экзамена. 

Ответы на частые вопросы

Мы попросили эксперта Елену Шкляеву ответить на самые частые вопросы школьников и их родителей.

Можно ли использовать шаблоны?

— Да, можно. Шаблон может быть таким: ответ на поставленный вопрос (он же тезис), первый пример с микровыводом, второй пример с микровыводом, заключение.

Что делать, если тема непонятна?

— На выбор предлагается 6 тем, всегда можно выбрать ту, по которой есть что сказать. В любом случае надо найти ключевые слова и понять, в чем именно заключается вопрос.

Использовать только литературу из школьной программы?

— Нет, можно использовать как отечественную, так и зарубежную литературу, и не только художественную.

Список источников

1. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения). ФГБНУ «ФИПИ». 

2. Структура закрытого банка тем итогового сочинения. ФГБНУ «ФИПИ». 

3. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению. ФГБНУ «ФИПИ».