Школьники и...гламур

Директор лицея, обращаясь в первый день нового учебного года к ребятам, торжественно взывает: «Любите наш лицей! Это… Это же так гламурно! Будьте гламурными!»

9ed79f0de563b2662213733ada5338f8.jpg
Источник: Migration

Директор лицея, обращаясь в первый день нового учебного года к ребятам, торжественно взывает: «Любите наш лицей! Это... Это же так гламурно! Будьте гламурными!». «Гламурненько!» - раздается то и дело из уст прекрасной няни.

Что же стоит за словом «гламур», ворвавшимся в наш язык в последние годы? Не станем пускаться в лингвистические экскурсы; ограничимся тем, что «гламур» («шарм», «очарование», «обаяние», заимствовано из европейских языков) - собирательное обозначение роскошного стиля жизни, «шика», всего, что обычно изображается на обложках дорогих модных журналов; часто обозначает также близость к общепринятым стандартам роскоши и внешнего блеска.

Первыми, кто начал использовать его в своих целях, стали журналисты, пиарщики и создатели рекламы, задача которых - выгодно продавать идеи и «стиль жизни». В качестве синонима слова «гламур» ими иногда используется термин «глянец».

Язвительная Татьяна Толстая писала еще десять лет назад в «Русском телеграфе»: «Гламур - высшее, разреженное, лучистое, эфирное, запредельное состояние бытия. В гламуре гражданин, а тем более гражданка уж не сеет, не жнет, не собирает в житницы. Всё в ней гармония, всё диво. В гламуре нет ни прыщей, ни вросших ногтей, ни кишечных колик, ни заусениц, ни храпа: все это преодолено на более ранней стадии развития... В гламуре нет заплаканных глаз, хлюпающего носа, уныния, отчаяния, наплевательства, ответственности, тревоги за родственников, наконец, нет смерти...

Гламурное существо - молодое, худое, извилистое, как правило, женского пола. Рожденное без родителей, оно мерцает на фоне безликих, но многочисленных “друзей”, изредка имеет изящное гламурное дитя возрастом не более трех лет, которое неизвестно кто воспитывает. Оно не нуждается в деньгах, не берет и не дает в долг; источник его богатства неясен, но, очевидно, неистощим...»

Но дети-то тут при чем?

Возможно, читатели знают о нашумевшей рекламной кампании крупного московского магазина, в витринах которого были выставлены плакаты, призывавшие покупать детскую одежду. На одном из них красовалось: «Кто не в “Prada” - тот лох!». Скандальный, оскорбительный, если вдуматься, ход. Хотя его создатели верят в то, что он эффективен.

Ребенку проще навязать ту или иную вещь - под нужным соусом. В роли такого соуса могут выступать любопытство, соблазн высокого социального статуса, стремление быть «не хуже других». Именно на желание быть «как все» и сделали в данном случае упор рекламщики. Конечно, есть и другое - многие подростки стремятся быть «не такими, как все». Это, кстати, тоже использует индустрия рекламы, только тут акцент уже другой - на «неповторимость» и «особенность».

Получается, что ребенок взят в кольцо общественным мнением, страхами и рекламой. Что же делать? - спросят родители. Постараться если не разорвать это кольцо, то хотя бы ослабить его железную хватку. Некоторые пытаются решить эту проблему радикально: отдают ребенка в школу, где обязательна строгая форма, объясняя это тем, что так и зависти у небогатых ребят не появится, и на украшения отвлекаться от учебы никто не станет. Вот только при желании у ребенка всегда найдется способ показать свой социальный статус - если не дорогой одеждой, то навороченным мобильным телефоном или фотографиями из заграничного путешествия, принесенными в школу. Да и как объяснить ребенку, почему это он должен вдруг облачаться в форму, если до того он ходил в школу так, как хотел, - и не важно, в модном и дорогом ли свитере или в старенькой водолазке с вещевого рынка.

Помочь ребенку на самом деле довольно просто. Надо лишь быть внимательными к его чувствам, вовремя отвечать на его каверзные вопросы, трезво относиться к его требованиям.

«Я хочу кофточку, как у Люды! И туфли, как у Светы! Купи, ну купи...» Здесь стоит напомнить дочери, что она - это она, а не Люда или Света. И то, что есть у них, не обязательно годится для нее. У Люды глаза другого цвета и она высокая, поэтому ее кофта подойдет далеко не каждой. А Света - ростом ниже своих сверстников, поэтому она носит туфли на платформе. Девочку стоит познакомить с тем, что такое стиль, который - в отличие от моды - у каждого свой, индивидуальный.

«У моего друга новый крутой плеер, ему модные кроссовки купили... Может, купишь мне такие же?» Лучше отвлечь внимание сына от материальных проявлений «крутизны»: «Зато ты здорово в футбол играешь! И рисуешь так, будто окончил художественную школу». Это ведь ни за какие деньги не купишь. Если же ребенок пока ничем особенным не отличается, надо помочь ему выбрать занятие, в котором он хотел бы и мог бы добиться успеха. Главное, чтобы это было не из-под палки, а по желанию.

«Почему ты мне не покупаешь то, что я прошу? Ведь у нас же есть деньги!» Надо объяснить ребенку, что деньги (пусть даже не маленькие) на родителей не с неба сваливаются, а зарабатываются нелегким порой трудом. Именно поэтому отец берет сверхурочную работу, а мама тратит силы и время на то, чтобы найти в продаже продукты по доступной цене. Пусть ребенок осознает, что родителям надо еще платить налоги, за квартиру, откладывать деньги на семейный отдых. Поэтому без очередной пары джинсов можно обойтись. А вот без новых учебников и книг - нет.

Ребенку родительское внимание важнее любых денежных подачек, элитных школ и украшений. Дело вовсе не в гламуре... Всё сложнее. И судить о человеке лишь по одежке - это очень поверхностно и бесперспективно. Так что важно научить ребенка смотреть сквозь внешнюю роскошь и не кичиться достатком, если он есть. А нет его - не завидовать и не считать себя хуже других.


Елена Большакова