Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

Как жили девочки в закрытых пансионах 250 лет назад

Каких экзаменов они боялись и за что третировали педагогов.


Первый институт благородных девиц, который в народе коротко называли «Смольный», открылся в 1764 году по распоряжению Екатерины II. Императрица желала привить девочкам новейшую культуру мышления и поведения. Образованная воспитанная женщина, по замыслу Екатерины II, передаст эти качества своим детям, те – своим, и так постепенно культура охватит все общество.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889).

Девочкам из небогатых семей помогали спонсоры

Со временем утвердилось представление, что детям из хороших семей подобает учиться. Но были и соображения практического характера. Учиться в институте было престижно, но главное, родителям не приходилось самим организовывать домашнее обучение.

Выпускница считалась достаточно знающей, чтобы выйти замуж и вести дом – или стать гувернанткой, учительницей и самой себя обеспечивать. Это было важно для небогатых и бедных семей, чьих дочерей принимали бесплатно как «пансионерку императрицы» или других спонсоров.

Блестящим ученицам доставались лучшие педагоги

Смольный открыли для девочек-дворянок, но уже в следующем году появилось отделение для «мещанских девиц». Позднее оно отделилось в Александровское училище (Александровский институт). В других учреждениях разделения не было вовсе. Например, в Елизаветинский институт принимались не только дворянки, но и дочери купцов, чиновников и других сословий.

Поступить в институт могли девочки 10-11 лет, которые успешно сдали вступительные экзамены. Прежде всего проверяли знание французского языка. В зависимости от результата девочку записывали в тот или иной класс.

Порой, как в Московском Елизаветинском институте, кроме деления на классы было деление на отделения: первое для блестящих учениц, второе для средних, третье для прочих. Куда девочку запишут, зависело от того, как она сдаст вступительные экзамены. Это было очень важно, ведь блестящим ученицам преподавали лучшие педагоги, у них была самая сильная программа. В третьем отделении программа была самой слабой, а перевестись в другое было нельзя.

Деньги тратили только с разрешения классных дам

Работой института, как правило, руководила начальница, которой помогали инспектриса (их могло быть несколько), классные дамы и пепиньерки – выпускницы, проходившие дополнительный курс, чтобы стать профессиональным педагогом. Все они жили в здании института.

На уроке.

В классе могло быть несколько десятков человек, на них приходилось как минимум две классные дамы. Даже если они были русские, с одной полагалось говорить только по-французски, с другой – только по-немецки.

Классные дамы дежурили при воспитанницах, присутствовали на уроках, следили за поведением, записывали проступки и назначали наказания. Кроме того, у них хранились деньги, которые родители присылали девочкам, чтобы те не потратили их на что-нибудь недостойное. Одна из воспитанниц Смольного вспоминала, что их классная дама присваивала деньги учениц…

Разговаривать по-русски запрещали

Программа институток примерно соответствовала нашей средней школе: русский язык и литература, чистописание, математика, биология, география, история, физика, минералогия, иностранные языки, Закон Божий, музыка, танцы, рисование, рукоделие, ведение хозяйства, в том числе кухня. 

Иногда в первые годы в стенах института девочкам запрещали общаться на русском языке, они объяснялись только по-французски и по-немецки. За нарушение правила наказывали.

Занятия гимнастикой.

Некоторые институтки быстро сообразили, как обойти запрет. Перед русской фразой они говорили: «Как сказать по-немецки…». Если преподаватель был равнодушен к своим обязанностям, а девочка нерадива, то благодаря такой простой хитрости она могла выйти из института едва зная язык.

То же касалось и других предметов. Выпускницы вспоминали, что обучение русскому языку и литературе было слабым, зато на чистописание тратили много часов. Естественные науки преподавались не везде и времени на них выделялось мало, зато историю и географию учили много лет.

Музицированию и рукоделию уделялось много внимания, а вот ведение хозяйства было девочкам не знакомо. Выпускницы вспоминали, как их приводили на кухню, где уже были разложены продукты. Им могли дать что-то нарезать, но потом институтская кухарка брала все в свои руки, и к плите их не подпускали.

Сроки обучения могли меняться от 12 до 6 лет – в зависимости от института и программы. Но чаще всего учились 6 лет.

Мужчины преподавали все, кроме музыки

Учителями в институтах были мужчины, женщины преподавали только музыку. Дело в том, что в те времена высшее образование было доступно только мужчинам, и женщин-преподавательниц с таким же уровнем подготовки не существовало в природе. Однако занятия музыкой почти всегда индивидуальные, и нельзя было рисковать нравственностью воспитанницы, оставляя ее наедине с преподавателем-мужчиной. На кону стояла репутация заведения!

Урок музыки.

Если девочкам не нравился учитель, они могли его третировать. Анна Энгельгардт описала, как им в институте дали нового преподавателя, и его невзлюбили. В какой-то момент класс заявил учителю в лицо, что не согласен зубрить всякую «галиматью», потому что хорошим тоном считалось все понять и объяснять своими словами. Вышел скандал. Директриса пошла навстречу девочкам и сменила преподавателя.

Поведение институтки – главная забота ее классной дамы и всего начальства. В классе запрещалось разговаривать и обмениваться записками. На переменах следовало беседовать вполголоса и чинно ходить, бегать – ни в коем случае. И только воспитанница Патриотического института вспоминала, что им разрешали бегать, танцевать и шуметь между уроками.

Читайте также: Какие были школы на Руси в старину.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
23
Юлия Прокопьева
Интересная статья.
СсылкаПожаловаться
Кристина Соколова
Вот это и надо сейчас применять...
СсылкаПожаловаться
Ветер Перемен
вот сейчас бы вернуть хотя бы правила поведения в общественных местах
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Божья КоровкаПоэтический конкурс № 15 («О любви»). Голосование
Всем доброго времени суток!

С радостью и волнением Пятнадцатый внутрифорумской поэтический конкурс объявляю открытым и выношу на ваш суд 20 конкурсных произведений и 2 внеконкурсных стихотворения.
 
Прошу прочитать и оценить каждое стихотворение. Если не сможете прочитать все произведения сразу, то обязательно вернитесь к этой теме попозже, чтобы дочитать и проголосовать.
 
Напомню задание.
Тема – «Любовь» (любовь во всех её проявлениях).
Усложняющий элемент – музыка (это может быть или просто упоминание этого слова, или название музыкального произведения и т.д.).
 
Голосование будет длиться с этого момента до позднего вечера четверга (30 января), потом тему закрою. Итоги конкурса я объявлю в пятницу 31 января.
 
 
Напомню о правилах.
1. Не комментировать, пока я не выложу все произведения. Подождите, когда стихотворение будет выложено до конца (на всякий случай в конце каждого будет маячок в виде слова КОНЕЦ).
2. Авторам произведений нельзя раскрывать свою анонимность до конца голосования. 
3. Голосовать могут только  пользователи с личной страницей на форуме.
4. Голосом за произведение считается только комментарий в виде  +1 №… или +1 (...) непосредственно под  стихом. Если у вас нет на клавиатуре плюса, то ставьте *1 №…, но маякните об этом мне. Словами плюс один не пишем!!!
Огромнейшая просьба!!! Если пишите комментарий, то делайте примерно так:
+1 № 55 или +1 (55)
Текст (Нравится/не нравится то-то и за то-то…).
Данное нововведение связано с тем, что очень тяжело не пропустить +1, если он стоит в середине или в конце комментария.
5. Авторы просят конструктивной критики, поэтому прошу не стесняться выражать своё мнение. Только делайте это вежливо, указывая на конкретные недостатки. 
6. Голосовать можно за любое количество произведений, но только один раз.
7. Голоса пользователей, замеченных в явном троллинге  или оскорблениях, учитываться не будут.
8.  Голосование  продлится до позднего вечера четверга (30 января). После тема закрывается.
9. Победит произведение, набравшее больше всех +1, о чём будет сообщено в поздравительной теме в пятницу 31 января.

П.С. Авторы, если я забыла выложить ваше творение, то обязательно пишите мне на почту (mrs.ksu@mail.ru). Внимание: не в тему, а на почту.
417
АнонимМаткапитал на первого ребенка
Мне если честно просто обидно. Чем мой ребенок 2017 года рождения хуже детей, родившихся после 1 января 2020 года?! У него также две руки и две ноги, он также хочет кушать и свою собственную комнату в квартире. Злюсь, что нам эти деньги не достанутся. Жена брата вообще родила в декабре 2019. Ей ещё обиднее. А мама нам обеим говорит: девки, не рыдайте, а лучше сразу бегите за вторыми, тогда и получите все 600 тысяч сразу.
Я в разводе. Второго не планировала, да и не от кого. Почему бы всем первым и единственным детям тоже не раздать этот сертификат? Как будто нам и нашим детям эта поддержка не нужна 
310
НадеждаНе знаю как назвать..
Сегодня мой маршрут на работу случайно пролег мимо учебного заведения сына... и случайно совпал с большой переменой... И вот мой материнский инстинкт повернул мою голову в сторону, и что я вижу... Мой сыночка-любимочка, сокровище ненаглядное, моя радость и гордость ( на этой неделе у него ДР-16 лет)-КУРИТ!
Вроде понимаю, что скорее всего это не в первый раз, и не в системе, но как же неприятно на душе и обидно, и вообще, не пойму что за чувства...
268
АнонимКак вернуть прежние отношения с мужем?
Мы жили вместе до брака 4 года, 6 лет в браке, нам чуть за 30. Всегда отношения были на зависть окружающим, мы были как попугайчики-неразлучники, почти никогда не ругались, идиллия да гармония. Все изменилось резко с рождением ребенка 2 года назад. Ребенок долгожданный и очень любимый. Но он родился, и все полетело в пропасть. Внешние обстоятельства складываются так, что мы все глубже скатываемся в конфликт и раздражение. 
После рождения ребенка я осталась в изоляции, в 4х стенах с беспокойным ребенком, который орал сутками, я сходила с ума. Помощи нет, бабушек нет, муж поменял работу и стал приходить ежедневно в 21.00, а на зарплате это мало отразилось. Просила отложить его хобби (которое отнимало еще 7 ч в нед) пока ребенок маленький, т.к. с таким графиком мы не видим его совсем и мне нужна помощь. Неохотно сделал это и припоминает мне, что я его вынудила.
Потом они поссорились с моим папой. Я очень переживала, пыталась примирить их. Не вышло.
С ребенком постоянно что-то случалось - в 5 дней судороги, в 2 мес ожег, в 4 мес чуть в ванной не утонул, когда я отвернулась за одеждой и полотенцем (круг лопнул, ребенок был на дне, все без единого звука), в 5 мес перевернулась коляска, несколько раз нас пыталась сбить машина и очень много такого.
Мы поссорились с его мамой, он встал на ее сторону.
По ошибке перевел крупную сумму не туда по работе, пришлось возвращать эти деньги фирме долго и мучительно.
Настоял на самостоятельной замене труб, в результате вся ванная раскурочена, теперь нужен ремонт.
Ребенок попал в больницу, где неправильно его лечили, я бегала с ребенком в ужасном состоянии по всем кабинетам, у меня был нервный срыв.
Мужу отказали в продлении вида на жительство и мы были под угрозой депортации. Потребовалось много сил и денег, чтобы остаться.
Ребенок пошел в сад, воспитатели творили беспредел, много нервов оставила я там.
Полетела электропроводка, бытовая техника, со здоровьем так себе.
Ну и вишенка на торте - на прошлой неделе у нас украли 45000р.
Мы стали раздражать друг друга. Почти каждое пребывание вместе заканчивается ссорой, заводимся с полоборота. Мы оба обожаем ребенка, которому 2,4, но друг с другом у нас находиться долго не получается, так что с ребенком мы по очереди. Я уезжала с ребенком в отпуск на мес, не помогло. Стало хуже. Он перебрался на диван. Попытки общения исходят только с моей стороны, Не говорит ни о своих проблемах, ни о совместных планах, ничего не обсуждает со мной. Нет внимания. Такое чувство, что из общего у нас только ребенок. Когда пытаюсь наладить контакт, ответ "начни с себя". Я стараюсь, говорю ему приятности, отмечаю его достижения - отвечает язвительно. И начинает бесить еще больше. Обнимаю или прилягу рядом - в ответ ничего. Когда я не чувствую отдачи, у меня опускаются руки или я раздражаюсь.Из-за чего ссоры:
- занималась ребенком, просила его проконтролировать время - мы опоздали на поезд
- нет совместных занятий никаких (раньше ели вместе, в магазин ходили вместе, гуляли вместе, спали в одной кровати, были общие увлечения)
- его работа, из-за которой мы не видимся, и она не настолько денежная, чтобы это терпеть, но менять ничего не хочет
- хобби, на которое он готов потратить еще 7 ч в нед, а я против
- отношения с родственниками
- считает, что я его контролирую (попросила не напиваться на корпорате и хочу знать, сколько у нас денег)
Хочет отдохнуть от нас и всех забот - взять пару дней и побыть в лесу. На это ничего не сказала, хотя мне обидно.
Он отличный папа, и старается для нас, и проблемы внешние решает. Но со мной ведет себя холодно. На работу не звони - я занят, вечером - общаться не хочу, устал (смотрит фильмы/сидит в игре), спит один на диване, в выходные с ребенком гуляет целый день, иногда в баню с друзьями.

Что делать? Равнодушие тяжело терпеть, контакт найти не получается, разрушать семью не хочу. Знаю же, что у нас может быть по-другому (было же целых 8 лет!), как это вернуть?
205
АнонимПодросток!?
Вчера встретила дочь из школы. Ей 9 лет. Полуторная смена (это когда начинают учиться с 11.25 и до бесконечности, т.е. до вечера). Вечером надо еще и уроки сделать. 
Я понимаю, что ребенок устает. Но... 
Дочь с малолетства иногда позволяет вольности в мой адрес, типа высказаться очень некрасиво в мой адрес, при этом делает вид как-будто она взрослая, а я так... Мать бестолковая... Ругаемся из-за этого, просит прощение и обещает, что больше никогда так делать не будет. Ребенок не ласковый, к сожалению. Любит "брать", чтобы всегда все ей,а вот "отдавать" не очень. Еще присутствует "великая лень". Все дела по дому на мне, даже тарелку в раковину помыть не поставит, пока я 10 раз не скажу, а потом еще и рявкну. Учиться хорошо. Отказа особо не знает ни в чем!
Так вот инцидент вчера в магазине:
стоит дочь в очереди со мной на кассу, до этого уже набрала в корзину целую кучу вкусняшек и говорит: "Вот бы заболеть, опять и не ходить в школу целый месяц!".
Я ей: "Если что, будешь ходить с температурой!" (Естественно я так сказала, но так не сделаю!)
На это ответ от дочки, довольно громко так, что слышали и окружающие: "А я пойду к директору и скажу, чтобы меня забрали в детдом, мне там лучше будет!"
Я постаралась замять весь этот разговор в магазине...
Пришли домой, я у нее спрашиваю: "За что ты меня на весь магазин позоришь?! Что я тебе сделала?" Обидно до глубины души, как я и писала выше, были и другие обиды меня с ее стороны.
Весь вечер я проплакала, она просила прощение...
Хочется понять, что именно  я не так делаю, как мне поступать в таких ситуациях, ведь ребенок растет и превращается в подростка, почему ребенок не дорожит собственной мамой?! 
ТЕМА НЕ ДЛЯ СРАЧА, ТАПКАМИ ОСОБО НЕ БРОСАТЬ, и так на душе плохо!
170
АнонимЧто есть ,если не хочешь готовить?
Всем привет. Чувствую закидают меня камнями за эту тему, но я ненавижу готовить. Настолько ненавижу, что сварить макароны для меня непосильная ноша. Сейчас ужин мне готовит муж, на завтрак кашу заливаю молоком и ставлю в микроволновку, а на обед перекусы бутербродами, ну и всякая гадость типа конфет и шоколадок (фигура позволяет, не поправляюсь я от этого). 

Девочки, поделитесь пожалуйста быстрыми рецептами, что можно приготовить минут за 5-10, испачкав при этом минимально посуды. Пробовала покупать готовую еду, но мне невкусно. Мультиварка есть, но не использую ее из соображений гигиены (бесит, что ее нельзя помыть полностью как кастрюлю перед/после готовки).
 
Ролтоны/дошираки мне нельзя. Наготовить на неделю тоже не вариант, очень уж не люблю готовить.
147
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru