«Чучело» против моббинга: кто кого?

Школьная травля – явление, распространенное во все времена. Достаточно вспомнить фильм «Чучело» с юной Кристиной Орбакайте в главной роли. Сейчас подобная история называется модным словом «моббинг» (от англ. нападать стаей, травить) или «буллинг» (задирать, запугивать). Недавно психологи выявили новую разновидность травли – кибер-буллинг.

Depositphotos_11508923_s800.jpg
Источник: Фото: Legion-Media.Ru

По статистике, примерно каждый третий ребенок в Германии становится объектом кибер-буллинга. Его анонимно оскорбляют, запугивают и унижают – и все это с помощью самых современных технологий. В США, Великобритании, Австралии национальные министерства образования также бьют тревогу – с проявлениями кибер-буллинга в этих странах сталкиваются более трети подростков от 12 до 15 лет.

Последствия интернет-преследований для подростков вполне предсказуемы: тяжелые депрессии, нервные расстройства, а также попытки суицида – как, к счастью, не удавшиеся, так и, увы, реализованные. Так, в конце прошлого года весь мир потрясла трагедия канадской школьницы Аманды Тод, покончившей с собой из-за интернет-преследования. Причем 15-летняя девушка выложила в сеть видео, где объясняла причины своего страшного поступка. Это видео посмотрели миллионы пользователей по всему миру.

А при чем здесь наши, российские дети? Все просто – они тоже идут в ногу с прогрессом. «Закарпатские школьники затравили свою одноклассницу в социальной сети до самоубийства»; «В Челябинске девушка довела до самоубийства парня, обвиняя его в соцсети в нетрадиционной ориентации» - подобные сообщения периодически приходят из самых разных уголков нашей страны.

Вот только никакие отечественные ведомства подобной статистики не ведут. Специальных программ по борьбе с интернет-буллингом в нашей стране не разрабатывается.

Что такое интернет-буллинг?

Самый распространенный вариант – ребенок начинает получать sms с угрозами и оскорблениями на свой мобильник или электронную почту. Еще вариант – на его страничке в социальной сети появляются некорректные сообщения; подобные же послания приходят и «в личку». Возможно появление лжеанкет от имени ребенка на сайтах знакомств и объявления сексуального характера на страничках «для взрослых». Вариантов масса – все зависит лишь от полета фантазии пакостника.

Ну а самые продвинутые мучители создают себе «легенду» и втираются в доверие к «новому другу». Затем, разумеется, высмеивают его публично, разглашая самые сокровенные секреты. Пожалуй, этот вариант наиболее травматичен для психики.

Также очень распространены в современной России видеоролики, демонстрирующие физические издевательства над жертвой и выложенные на всеобщий просмотр в интернет.

Что характерно, в подобной травле чаще повинны вовсе не злонамеренные взрослые, а соседи жертвы по школьной парте.

Бой с тенью

Почему травля в интернете страшнее, чем школьные «разборки» в реальности? Европейские психологи объясняют это тем, что обидчик всегда как бы остается в тени. Ребенок не видит своего врага воочию, а потому не может дать ему отпор. Довод «брань на вороту не виснет», используемый в пособиях для взрослых, подвергшихся моббинг-атаке (есть и такие!) – конечно, не срабатывает. Любой подросток – гораздо более ранимое создание, чем самый впечатлительный взрослый.

Кроме того, травля в школе обычно заканчивается после занятий. А возможности интернет-хулигана ничем не ограничены. Жертва знает, что ее могут настигнуть в любое время. Отсюда постоянное напряжение и ожидание неприятностей. Родительский кров уже не спасает от угрозы.

Беспомощность – еще одна составляющая этого кошмара. Это в реальной жизни жертва может попробовать наладить взаимопонимание с обидчиками, либо хоть как-то поставить их на место. В интернет-пространстве подобное невозможно. Страшит и массовость такого увлечения: известны случаи, когда движения вроде «Все кто против Марии!» набирали огромные обороты. В конфликт оказывались втянутыми сотни и тысячи пользователей, которые и в глаза не видели пресловутую Марию, и понятия не имели, о чем в принципе идет речь.

Но самое страшное, что может услышать ребенок от взрослых: «Ну и что такого может быть в твоем интернете?! Не обращай внимания!».

Это интернет, детка!

Российская общественная организация «Волонтеры – в помощь детям-сиротам» предупреждает, что ни один ребенок не может быть застрахован от интернет-травли. Как правило, причиной для моббинга может стать любая непохожесть на других. В ход идет все: высокий или, наоборот, небольшой рост; прекрасные способности к математике, или полное их отсутствие; «не тот» разрез глаз, «нерусская» фамилия, эмоциональная открытость или замкнутость, и даже большой размер ноги. Словом, все то, что субъективно выделяется из общего ряда. Проблема лишь в одном: есть ли в школе, которую посещает ваш ребенок, личность, которая мечтает самоутвердиться за чужой счет. Причем анонимно, а значит, безнаказанно - «ведь в виртуальном пространстве можно все, и за это ничего не будет».

Родителей должно насторожить, если:

• ребенок проявляет беспокойство и нежелание идти в школу;
• внезапно перестает интересоваться интернетом, хотя раньше был увлечен им;
• нервничает при получении новых sms-сообщений или электронных писем.

Особенно следует быть внимательными родителям девочек-подростков от 12 до 16 лет: как свидетельствует профессор Себастиан Вахс из Бременского университета, именно эта категория в большинстве случаев подвергается интернет-атакам, к тому же юные девушки более впечатлительны, внушаемы, а значит, и более ранимы.

Чтобы беды не случилось, постарайтесь доходчиво объяснить ребенку, что свой номер телефона, электронный адрес и прочие контактные данные не стоит давать никому, кроме близких друзей и родственников. И, конечно же, нельзя беспечно относиться к паролям и другим настройкам безопасности. Кроме того, приучайте ребенка с самого нежного возраста с недоверием относиться к незнакомым людям, которые пытаются «подружиться» с ним в социальных сетях, и настойчиво посоветуйте не публиковать никакой личной информации о себе.

В идеале, конечно, каждый родитель должен отслеживать электронные контакты своего чада – это не шпионаж, а необходимая перестраховка. Но для этого нужен самый доверительный контакт с ребенком, который существует далеко не в каждой семье.

Если беда уже стряслась

Ваш ребенок стал объектом интернет-преследований? Не рассчитывайте, что все утрясется само собой. Немедленно переходите к активным действиям. Но прежде всего объясните подростку, что вы не стали относиться к нему хуже.

Если травля происходит в соцсети, соберите улики, сохранив издевательские сообщения, и подайте жалобу ее администрации. На главной странице всегда есть ссылка, позволяющая связаться с координаторами проекта. Требуйте удалить все оскорбительные послания, а еще лучше – вообще «снесите» аккаунт своего чада.

Если над ребенком издеваются по телефону, сообщите об этом оператору мобильной связи. Если буллинг не прекратится, смените номер телефона.

В случае, если в травле виновны соученики ребенка, обратитесь к администрации школы. Однако насколько серьезно она отреагирует на проблему, зависит лишь от индивидуальных качеств педагогического коллектива. Ведь понятие интернет-травли у нас нигде не закреплено.

Зато действия интернет-хулиганов подпадают под целый «букет» статей УК РФ. От ст. 128. («Клевета») до ст. 119 («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»); и от ст. 137 («Нарушение неприкосновенности частной жизни») до ст. 138 («Нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений»). Так что если вы считаете, что ситуация выходит из-под вашего контроля, обращайтесь с заявлением в правоохранительные органы.