Гипергигиена, стресс, недосып. Что еще мешает современным детям быть здоровыми

Как изменились детские болезни, что поможет вырастить ребёнка здоровым в условиях современного мегаполиса и чего не ждать от медицины будущего, рассказал педиатр Фёдор Катасонов на прошедшей в Санкт-Петербурге конференции Future Med, организованной компанией Invitro.

48708f8c-5b79-4976-9d5a-195122da2806
Источник: pexels.com

Мы перегнули палку с гигиеной

Детские заболевания изменились. Главным образом это произошло благодаря вакцинации и перинатальной медицине, которые значительно снизили детскую смертность.

В развитых странах дети гораздо реже страдают инфекционными заболеваниями, чем раньше. Инфекции уходят в прошлое. Но другие болезни выходят на первый план. В основном, те, что связаны с образом жизни: бронхиальная астма, аллергия и ожирение.

Сейчас царит гипергигиена: в какой-то момент мы перегнули с ней палку. Например, есть Скандинавия, где все помешаны на чистоте. Там больше аллергий, чем в Италии, где дети ползают в кафе по полу. Одновременно с этим у нас есть живущий в мегаполисе ребёнок, который уже не контактирует с аллергенами постоянно, как это было раньше. От этого всего иммунитет немножечко сходит с ума и выдает различные аллергические состояния.

Иногда родители думают, что в этих болезнях виновато активное лечение. Я сам против излишнего лечения — считаю, что это вредит и психике, и организму. Но не думаю, что именно лекарства сыграли большую роль.

Это проблема глобальнее: и астмой, и аллергией болеют не только те дети, которых залечивают. Предстоит многое изучить, чтобы понять, какие факторы нужно устранить.

Нельзя исключить и влияние экологии: того, что мы едим, чем мы дышим, в каких условиях мы живем. Вычленить что-то одно из этого сложно.

Сегодня мы наблюдаем «эпидемию» таких диагнозов, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и расстройство аутистического спектра (РАС). Есть теории, которые связывают развитие РАС с тем объёмом информации, который получает современный ребёнок. Однако и РАС, и СДВГ — это по большей части генетические состояния. СДВГ не проходит — это изменение нервной системы. Многие из моих коллег имеют СДВГ, и я, кстати, с удовольствием работаю с ними.

Гаджеты не должны замещать живое общение

По поводу гаджетов существуют четкие рекомендации ВОЗ, где написано, что они никогда не должны быть «нянькой» для ребёнка. Основные проблемы, которые связаны с телефонами и планшетами, — это малоподвижность, плюс у маленьких детей — еще и задержка развития речи.

Гаджеты замещают общение с родителями, в ходе которого и происходит развитие речи.

Рекомендуется использовать гаджеты в первую очередь для общения с родственниками. Например, звонить по скайпу бабушке или дедушке. Чтобы ребёнок видел, что это все же живое общение с людьми. И уже только потом стоит подключать развивающие мультики, игрушки и программы.

hal-gatewood-2M8_gK12vbw-unsplash
Источник: unsplash.com

Что касается ограждения и запрета информации, я не верю в это ни для взрослых, ни для детей. Я считаю, что информация должна быть повсеместной и свободной. И что мы так или иначе можем ее всю переварить. Я вижу это по своим детям: они сами могут утомиться от телефонов. Да, они пообщаются там, что-то поделают, но потом отложат смартфоны и будут заниматься другими делами.

Лучшая профилактика — это вакцинация, здоровый сон и минимум стресса

Вакцинация приносит огромные плоды, в эпидсезон особенно важны прививки от гриппа и от пневмококка. Благодаря последним резко снизилось количество гнойных отитов и бактериальных пневмоний у детей.

Чем еще мы можем помочь организму — так это здоровым сном, здоровой едой и прогулками. Нужно ложиться в одно и то же время и спать достаточное количество часов.

Что до «дедушкиных методов»... Обливание как повышение стрессоустойчивости и закаливание — это полезный метод. Кварцевание — наверное, нет.

А также нужно минимизировать стресс. Совсем исключить его мы не можем. Но не стоит излишне нагружать ребёнка. Не водите его в слишком «продвинутую» школу, в которую он не хочет ходить. Нужно искать какие-то другие варианты.

Всем кажется, что если наш организм многие витамины не производит (а это действительно так), то их надо откуда-то получать, иначе все будет плохо. На самом деле, они нужны в таких микроскопических количествах, что еды нам для этого практически хватает.

Состояния, которые требует назначения витаминов (авитаминоз и гиповитаминоз), мы, врачи, видим редко. Пить витамины профилактически — бессмысленно. Если гиповитаминоза нет, то от них будет один вред.

Единственное исключение — витамина D, дефицит которого есть у 70% населения Земли. И взрослые, и дети должны его получать пожизненно, тем более жители таких широт, как у Москвы и Питера. Если есть анемия, нужно пить железо. Если человек живёт далеко от моря, то нужно принимать йод. А суперпопулярные омега-3 жирные кислоты никакого эффекта не показывают.

Так что, кроме витамина D, детям ничего больше не нужно. Только в индивидуальных случаях.

Современная медицина — это партнерская медицина

Сейчас родители стали более осознанно подходить к лечению детских заболеваний, и это большой плюс. Мы переходим от патерналистской медицины к партнерской: родители принимают решения вместе с врачами. Когда мы слепо доверяем специалисту, — это один перегиб. Когда мы вообще не доверяем и ходим по разным врачам, или вовсе рассматриваем альтернативную медицину, — это другой перегиб.

Контент недоступен

Важно, чтобы в педиатрии ребёнок переходил из статуса объекта в статус субъекта: чтобы он принимал решения вместе со взрослыми, и чтобы с ним уважительно разговаривали.

Я думаю, что важно придерживаться принципа максимального невмешательства. И родители, и врачи, собираясь предпринять что-то в отношении ребёнка, должны задавать себе вопрос: «Зачем?» И вмешиваться поменьше. Потому что любое общение с врачами для ребёнка — источник стресса, и желательно его минимизировать.

Когда говорят про персонализированную медицину будущего, это в первую очередь касается ДНК и чтения генома. Но у всего этого есть научные ограничения — и по исследованиям, и по применению.

Поэтому совсем персонифицированной — на основании нашего генетического кода — медицина не будет никогда. Это невозможно.

Читайте также: