Не просто активный: как СДВГ влияет на жизнь ребенка
Такого ребенка сразу видно на площадке, в детском саду или классе. Он постоянно куда-то бежит, не умеет спокойно играть в песочнице или сидеть за партой, бесконечно крутится и болтает. При нормальном интеллекте ему сложно учиться и усваивать информацию — он сам не слушает учителя и отвлекает других детей.
В психическом и эмоциональном развитии такие дети отстают от сверстников, но при этом хотят быть лидерами. Поэтому им сложно найти друзей: одногодки их избегают, и им приходится общаться с наиболее «тихими» детьми или даже с малышами.
Ребенок может быть агрессивным и провоцировать конфликты, может срывать уроки, бросаться предметами и толкаться. Обстановка в классе или группе, где есть такой ребенок, часто становится напряженной.
Это типичный портрет ребенка с расстройством центральной нервной системы, которое называется синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Ребенок с СДВГ, как правило, гиперактивен, импульсивен, двигательно расторможен, у него могут быть проблемы с концентрацией и вниманием. Но надо понимать, что у конкретного ребенка совсем не обязательно будет весь букет симптомов.
Признаков СДВГ довольно много, они могут проявляться в разное время либо вообще не проявляться.
Порой у ребенка выражен дефицит внимания без явной гиперактивности.
В некоторых случаях симптомы расстройства могут быть выражены неярко: таких детей часто упрекают в своенравности, плохом характере или отсутствии воспитания, даже не подозревая, что у них есть реальная проблема. То есть это всегда «сложный» ребенок, но степень его «сложности» зависит от индивидуальных особенностей.
Родители чувствуют свою вину и беспомощность
На ребенка с СДВГ постоянно жалуются другие дети, воспитатели и учителя. Не все взрослые способны понять, что перед ними не «невоспитанный ребенок, которым никто не занимается», а ребенок, который просто не может вести себя иначе.
Родителям приходится вечно извиняться и менять детские коллективы как перчатки. Повышенная возбудимость ребенка приводит к проблемам не только в детском саду или начальной школе, но и дома. Причем родителям сложнее, чем окружающим, потому что ребенок большую часть времени проводит все-таки в семье.
С чем сталкиваются родители ребенка с СДВГ:
- Ребенок нарушает семейные правила, наносит физический и эмоциональный урон близким своим разрушительным поведением. Он не просто не слушается родителей, он как будто их не слышит. Может ударить или оттолкнуть маму или папу.
- Ребенка сложно чем-то увлечь, помимо планшета и телефона. Он не может быть с собой наедине больше 10 минут, постоянно отвлекается и переключает внимание. Так проявляется синдром дефицита внимания, если он есть у ребенка.
- Обстановка в семье становится нервной и напряженной, это приводит к семейным конфликтам и травмирует психику всех членов семьи. Постепенно взрослые забывают, что они вообще-то любят своего малыша и хотят дать ему все самое лучшее, — у них не остается на это ресурсов.
- По отношению к ребенку родители часто испытывают самые противоречивые чувства: мощную вину, разочарование, стыд, гнев, ощущение несправедливости. Они одиноки в своей проблеме, и им приходится постоянно «отбивать атаки» других взрослых и доказывать, что они хорошие родители.
Как общаться с ребенком и создать дома здоровую атмосферу
Всегда помните, что ребенок не специально ведет себя плохо, — он старается вести себя хорошо, просто у него это не получается. Поэтому близкому взрослому стоит взять на себя часть регуляторных функций, которые пока недоступны ребенку.
Фактически можно сделать следующее.
Установить режим дня и ритуалы
Ребенок с СДВГ более-менее себя контролирует в условиях жесткой упорядоченности. Стоит зацепиться за это и завести жесткие ритуалы, например, на сон: ровно в восемь вечера ребенок пьет кефир, идет в душ, затем мама читает ему сказку, а в девять часов выключает свет. Важно, чтобы это был ежедневный ритуал, без исключений.
Вместе с ребенком составьте распорядок дня и старайтесь не нарушать его. Структурировать свое время самостоятельно он пока не сумеет, поэтому наглядное и не перегруженное расписание поможет ему эффективно учиться и отдыхать. В расписании стоит учитывать индивидуальные биоритмы, но также имейте в виду, что ребенку с СДВГ требуются регулярные перерывы и физкультминутки, а самые сложные задачи лучше ставить на первую половину дня.
Обеспечить ребенку собственное пространство и убрать лишние предметы
Идеально, если у ребенка с СДВГ будет своя комната или часть комнаты — место, где он сможет уединиться, успокоиться и поиграть. В оформлении этого уголка постарайтесь избегать кричащих цветов: обстановка должна должна действовать успокаивающе, а не перегружать нервную систему.
Уберите со стола, шкафов и стен лишние предметы — в противном случае гиперактивный ребенок будет постоянно отвлекаться. Чем меньше стимулов, тем ему проще сесть за уроки и все-таки доделать их.
Помочь, если ребенку надо успокоиться
У школьников началась учеба, у дошкольников — детский сад, и у всех — кружки и секции. Новый режим, ускоренный ритм жизни могут сбить с толку даже самых «стойких» детей. Чтобы ребенок быстрее адаптировался, меньше поддавался влиянию стрессовых событий и смог лучше справляться с нагрузками, можно по совету врача прибегнуть к помощи специальных средств для детей.
Так, например, один из успокаивающих препаратов «Тенотен детский» помогает ребенку лучше переносить психоэмоциональные нагрузки, снижает тревожность, способствует нормализации процессов обучения и памяти. «Тенотен детский» создан специально для детей и одобрен к применению уже с 3 лет — длительными курсами от одного до трех месяцев. Обратите внимание: хотя в инструкции по применению не описана вероятность привыкания, сонливости и вялости, все же есть указание на то, что возможны реакции повышенной индивидуальной чувствительности к компонентам препарата. Поэтому перед применением следует посоветоваться с врачом.
Проводить больше времени вместе
Старайтесь следить за домашним микроклиматом. Не стоит втягивать ребенка во взрослые конфликты, а еще лучше вовсе не ссориться при нем. Для ребенка с СДВГ важно проводить как можно больше времени с родителями — играть, гулять, путешествовать.
Ребенок с гиперактивностью и дефицитом внимания плохо переносит толпы людей. Тихие семейные вечера — лучшее решение для досуга, а вот поездка в торговый центр или шумную игровую может закончиться истерикой. Например, купите ребенку рисунки «по номерам», интересные раскраски или пазлы. Совместное творчество снимает напряжение, включает фантазию и направляет бушующую энергию в созидательное русло.
Заняться любым видом спорта
Физическая активность помогает организму вырабатывать «гормон счастья» и повышает адаптацию к стрессу. Бегайте с ребенком по парку, плавайте в бассейне, катайтесь на самокате или велосипеде — подойдет любая активность, которая нравится вам обоим.
Поддерживать и обнимать
Ребенок с СДВГ практически не понимает слов «нет» или «нельзя», поэтому бессмысленно общаться с ним с помощью запретов. Не стоит давить на ребенка, критиковать, оскорблять или стыдить его. Тем более недопустимы физические наказания. Старайтесь строить отношения на доверии, согласии и безусловном принятии. Обозначить рамки можно через спокойные объяснения, без криков и нравоучений.
Смело поощряйте за успехи: если ребенок прочитал книгу, собрал конструктор, навел порядок на столе.
Любая концентрация внимания достойна небольшой награды. Это может быть что угодно — от похвалы до внеочередной игрушки.
Разговаривайте о том, что ребенка тревожит, больше обнимайтесь с ним — но только с разрешения, не забывая про личные границы. Такой подход убедит ребенка в собственной защищенности, и он будет чувствовать себя спокойнее.
Не скрывать от других особенности ребенка
Важно обеспечить ребенку безопасность в социуме, чтобы его не избегали и не травили. Это задача со звездочкой, потому что поведение ребенка с СДВГ, как правило, раздражает окружающих. Не стоит скрывать диагноз ребенка: расскажите о его особенностях воспитателям и учителям, можно дать им соответствующую литературу о синдроме или скинуть ссылки на тематические ресурсы.
Проследите, чтобы ребенок сидел максимально близко к педагогу, желательно на первой парте. Такие дети с трудом работают в группе и гораздо лучше тет-а-тет с учителем. Если есть возможность хотя бы частичного индивидуального обучения, то стоит ей воспользоваться.
Подпишите личные вещи ребенка, чтобы они не терялись, напоминайте ребенку расписание его занятий и помогайте собирать портфель.
Такие простые действия сделают жизнь ребенка в социуме проще и безопасней.
А еще помните, что не все ресурсы, которые пишут про СДВГ, стоят того, чтобы их читать и им верить. Обращайте внимание на официальные источники и актуальные исследования, в том числе европейские и американские, а не на вдохновленных блогеров с антинаучными советами и любовью к народным средствам. В мире, полном противоречивой информации, очень важна цифровая гигиена.
ЛП-N(000029)-(РГ-RU) от 18.12.2019