Педагогическое образование в России прошло большой путь — от передачи знаний исключительно на практике до современных методик благодаря национальному проекту «Образование».
До XVIII века
Кто сам умеет, тот и научить может. Так можно описать традиционный подход к обучению, которого придерживались в России до появления системы профессиональной подготовки педагогов. Мастер брал ученика, передавал ему знания, а спустя несколько лет новый мастер, набравшись опыта, сам выступал в роли наставника для своего будущего сменщика.
Обучение грамоте ложилось на плечи тех, кто умел читать и писать. Систематической подготовкой преподавателей занялись только в XVIII веке.
XVIII и XIX века: поиск системы
Петр I понимал недостатки образования своих подданных и поэтому приглашал для передачи опыта иностранных специалистов. При этом он, к сожалению, не приложил усилий для системного взращивания своих — российских — учителей. Этот процесс начался во второй половине XVIII века.
В 1757 году ввели аттестацию домашних учителей. Прием экзаменов возложили на профессоров Петербургской Академии наук и Московского университета. Претенденты на учительское звание должны были готовиться к проверке самостоятельно: никаких курсов для них не было. Таким образом, контроль опережал подготовительную работу.
В 1779 году при Московском университете появилась первая в России учительская семинария, где за три года подготавливали преподавателей для университета, университетских гимназий и других учебных заведений.
В дальнейшем в течение XVIII и XIX веков государство создавало и реформировало систему образования. В это время открывались и закрывались учительские институты и курсы, в некоторые периоды подготовка педагогов ограничивалась классами в гимназиях.
Учительниц, в том числе домашних, готовили и экзаменовали в отдельных учреждениях. Даже высшие женские курсы, выпускницы которых имели право преподавать в средних учебных заведениях, не решили проблему: научная подготовка в них не уступала университетской, но педагогическая зависела от воли начальства конкретного заведения и часто оказывалась в небрежении.
Учебных заведений для педагогов отчаянно не хватало, зато развивалась теория преподавания, создавались методические пособия и учебники. К. Д. Ушинский, Л. Н. Модзалевский, Д. И. Тихомиров, В. И. Водовозов — ряд громких имен можно продолжать. Приходится признать, что к концу Российской империи теоретические знания сильно опережали практику.
XX век: становление системы
Только в годы СССР сложилась последовательная система подготовки учителей — от начальной школы к высшей. Количество педагогических институтов в РСФСР достигло нескольких десятков, а с учетом краткосрочных курсов в разные годы — сотен.
В конце 1930-х годов появилась система повышения квалификации учителей.
Ее задачей было помогать специалистам овладеть современными педагогическими приемами и внедрить их в свою работу. Для этого проводили очные и очно-заочные курсы, разрабатывали программы и списки рекомендованной литературы.
XXI век: открытые возможности
Мир меняется, и преподавание меняется вместе с ним. Появляются новые подходы, методики, технологии, открытия в области психологии и педагогики, которые можно применять в работе с учениками. Сейчас познакомиться с существующими возможностями учителя могут в Центрах непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ). Они откроются во всех регионах России благодаря национальному проекту «Образование» к 2024 году. Уже создано 140 таких Центров.
ЦНППМ работают по новой модели, когда развитие педагога происходит по индивидуальному образовательному маршруту.
Такой подход, к примеру, уже зарекомендовал себя в Брянском филиале.
Также по нацпроекту «Образование» при педагогических вузах открываются технопарки «Кванториум». В 2021 году уже было запущено 10 таких образовательных площадок. Козырь «Кванториумов» — высокотехнологичное оборудование, ведь они нацелены в первую очередь на преподавание предметов естественно-научной и технологической направленности.
«Кванториумы» и ЦНППМ сотрудничают с центрами образования «Точка роста», «IT-куб», с детскими технопарками «Кванториум» и другими образовательными организациями. Это дает педагогам больше выбора для приложения своих сил и получения новых знаний.
Национальный проект «Образование» был инициирован президентом России Владимиром Путиным в 2019 году. Одна из задач проекта — реализация программ повышения квалификации, методическая поддержка и сопровождение педагогических работников и управленческих кадров системы образования, развитие навыков работы учителей в современной образовательной среде.