НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

«Они не расспрашивают — просто всегда рядом»: кто такие наставники для детей-сирот

27 июля 2020
Рассказываем, как наставники помогают воспитанникам детдомов обрести веру в себя.  
Источник: depositphotos.com

– Теперь это твой дом, проходи!

Вероника шагнула в незнакомую комнату. Еще год назад она была обычным подростком с обычной семьей. Каждую субботу ходила с родителями в кино. Мама брала мороженое, а Вероника с папой ели попкорн. Она вообще всегда была «папиной дочкой».

Однажды папа заболел. Это было как-то неправильно, что он – большой и сильный – вдруг болеет. Веронике очень сложно вспоминать то время, все было словно не взаправду.

Вместо кино они с мамой ездили в больницу, без всякого мороженого и попкорна. А потом папа умер.

Мама перестала разговаривать. Нет, не с Вероникой, а вообще. Девочка в 16 лет приняла очень взрослое решение: стать сильной, вместе же они смогут все пережить? Но у мамы не получилось стать сильной, руки опустились. Ее больше не хватало на то, чтобы быть мамой.

Однажды в их квартиру пришли две женщины и попросили Веронику собрать вещи. Они говорили какие-то странные слова вроде: «удочеренная», «приют», «детский дом». Наверное, это какая-то ошибка?

Ей объяснили одну очень простую, но страшную вещь, которая в голове не укладывается до сих пор: много лет назад Веронику удочерили, и у мамы теперь нет сил ее воспитывать в одиночку.

Так девочка оказалась сначала в приюте, а потом – в детском доме. Комнату она делит с тремя девчонками, как в летнем лагере: четыре кровати, четыре тумбочки, общая столовая. Только из этого лагеря нельзя уехать.

Первые месяцы Вероника только плакала. Она очень скучала по папе. Винила себя в том, что стала обузой для мамы. Ей казалось, что она недостаточно старалась, что теперь у нее больше никогда не будет семьи, раз от нее отказались дважды.

Спустя некоторое время девочка узнала про проект «Наставничество» и очень захотела, чтобы у нее появился близкий друг. Хоть кто-то! Еще через пару месяцев ее познакомили с наставницей Александрой. Веронике было очень непросто начать доверять кому-то. В приюте и детском доме с ней работали хорошие психологи, но справиться с низкой самооценкой и чувством вины она пока не могла.

Александра с пониманием и уважением отнеслась к ситуации девочки. Она не лезла с расспросами, зная непростую историю Вероники. Она просто была рядом и ждала.
Источник: Фото предоставлено фондом

Скоро девочка смогла с ней поделиться всем, что так терзало ее в последний год. Вместе они пытаются поддерживать контакт с ее мамой, но она все так же не готова забрать ребенка к себе.

Александра и Вероника нашли общие интересы. Они часто ездят по делам наставницы, им нравится проводить время вместе, гулять. Они даже ходят в кино – и всегда берут попкорн. Иногда у девочки бывают спады настроения, но она не уходит в себя, а делится с наставницей своими страхами.

Александра поддерживает Веронику: она видит в ней уже не подростка, а взрослую, состоявшуюся личность, со своим прошлым, своей болью, а главное – своим будущим. Она стала ее взрослым другом.

Этого бы не случилось без постоянной поддержки психологов и команды проекта «Наставничество». Александра на связи со специалистами практически все время. У нее всегда возникали вопросы: как отреагировать на те или иные слова девочки, что сделать, когда она грустит, как ее поддержать и что сказать в нужный момент? Психолог всегда давал ей ценный совет.

  • Во-первых, наставница не стала сразу расспрашивать ребенка о его прошлом, не напоминала ей о травме.

Девочке было важно самостоятельно пройти через все стадии переживания горя. Она сама рассказала обо всем , когда пришло время.

  • Во-вторых, Александра была искренней и честно говорила о своих чувствах.

Она не оценивала родителей или других участников прошлого ребенка.

Она говорила: «Мне жаль, что тебе пришлось это пережить», «На твоем месте я бы тоже злилась», «Мне грустно, что с тобой это произошло». Часто дети не спрашивают советов, они просто хотят, чтобы их выслушали.
  • В-третьих, Александра уважала Веронику, которая доверила ей часть своего прошлого.

Наставники не распространяют информацию о детях и их историях. Все вопросы обсуждаются только на закрытых встречах с психологом. Это дает детям чувство безопасности и уверенности в своем взрослом друге.

И главное: в основе их отношений лежит честность. Саша сразу сказала, что пришла к Веронике быть другом. Это не подмена приемной семье.

Источник: Фото предоставлено фондом

Вероника уже взрослая, через год она выпустится из детского дома и начнет самостоятельную жизнь. И пока она ей нужна, с ней рядом будет наставница. Сейчас Александра – одна из самых близких людей для девочки.

Что еще нужно знать о проекте «Наставничество»

Например, то, что подростков из детских домов забирают в семью реже, чем детей младшего возраста, ведь «с ними сложнее». Когда ребята никому не нужны, никто не хочет выслушать то, что гложет их годами, – они находят негативные способы привлечь к себе внимание.

Механизм простой: «Вы меня не видите? Сейчас я вам такое покажу, что не сможете не увидеть».

Дети попадают в «плохие компании», пробуют наркотики, совершают преступления, потому что рядом нет близкого человека, которому можно довериться. Им попросту не у кого учиться самостоятельной жизни, они не знают, как выглядит счастливая семья, перед глазами нет примера состоявшегося близкого взрослого.

Уже почти 6 лет проект «Наставничество» пытается изменить эту ситуацию в детских домах Новосибирска, Томска, Иркутска, Калининграда, Нижнего Новгорода, Перми и Уфы.

Неравнодушных взрослых, которые дружат с подростками из детских домов, здесь называют наставниками. Именно они помогают ребятам лучше узнать мир за пределами учреждения, определиться с колледжем или техникумом после выпуска, переехать в общежитие.

Старшие друзья всегда на связи с детьми и готовы помочь в трудной ситуации: дать совет или поделиться жизненным опытом.

«Воспитателей в детских домах зачастую “не хватает” на всех детей, – объясняет куратор проекта. – У них не всегда есть время на то, чтобы поговорить с каждым из них по душам.

Главная цель нашего проекта – выстраивание дружеских отношений между наставником и ребенком. Именно дружба мотивирует потом взрослых помогать подросткам социализироваться и подготовиться к самостоятельной жизни».

Детский благотворительный фонд «Солнечный город» собирает 672 000 рублей на поддержку проекта «Наставничество» в Иркутске. Эта сумма пойдет на оплату работы куратора и психолога проекта в 2020 году.

Давайте сделаем так, чтобы у иркутских детей, оставшихся без мамы и папы, появились старшие друзья!

Читайте также:

«Родителей я так и не простил»: рассказы воспитанников детдомов

«У меня две мамы: одна – ангел, другая – человек!»: история Зои Кукушкиной

«Они сами нас находили». История семьи, усыновившей пятерых детей

Смотрите наши видео

Контент недоступен