Речь ребенка в двуязычной семье
Айгуль Хазиева
Добрый день. В нашей семье говорят на двух языках: русском и татарском. Мы с мужем на обоих, а бабушки и дедушка - только на татарском. Ребенку сейчас полтора года. Те слова, что он уже говорит, так же 50/50: есть те, что на русском, есть те, что на татарском. Стоит ли нам говорить с малышом только на русском, если он пойдет в садик в русскую группу? И еще такой момент: например, я обучаю его названиям овощей и фруктов по-татарски, а он смотрит мультик, где все те же вещи говорят на русском. Не возникнет ли у ребенка каша в голове от этого двуязычия?
Отвечает Яковлева Зоя Борисовна
дефектолог, логопед
Добрый день! А ведь кроме русского и родного, ребенок будет изучать иностранный....Я всегда восхищалась детками, для которых русский не родной-как они управляются! И ведь получается же! Однако, тут есть свои подводные камни...Многие звуки не совпадают в наших языках, ребенку трудно их выделять, трудно произносить (один звук Р в русском языке чего стоит!) Мне кажется, если Вы определились с выбором, где будет ребенок учиться, в какой садик и школу пойдет - упор сделать на русский язык.Чтобы он не путал рода им.существительного (мой, моя, моё), мог согласовывать сущ. и прилагательное (красная шапка, но зеленый яблоко). Вы можете дома разговаривать на родном языке, но ребенка не заставлять участвовать в разговоре.Он все равно все слышит и запоминает, но к нему лучше обращаться на русском языке. Ведь главное, если он будет понимать традиции семьи и национальности, соответствовать им, а уж на каком языке говорить-не столь принципиально...По-моему....Со временем, когда речь станет фразовой, понятийность качественно улучшиться, ну и выучит он язык! и родной, и английский...Сложнее объяснить это бабушкам и дедушкам, но ведь они не постоянно живут с Вами? Тут уж ничего не сделаешь, если они по-русски не разговаривают, то придется Вам или переводчиком побыть, или действительно научить ребенка простым фразам. чтобы он мог объяснить, что ему нужно, поддержать разговор на элементарном уровне.