О пользе и вреде раздельного обучения

В последние годы среди педагогов и родителей растет число сторонников раздельного обучения. Раздельных школ в нашей стране пока что немного. В большинстве своем, появляются экспериментальные классы в рамках обычной школы, которые получили название «классы параллельно-совместного обучения».

341627978a508ae86d79f158789757cf.jpg
Источник: Migration

Немного истории
Когда мы говорим о раздельном обучении, невольно вспоминается история России XIX - начала XX: женские и мужские гимназии, Смольный институт благородных девиц, кадетские корпуса. Юноши в то время получали более всестороннее образование. Они могли изучать точные науки, обучаться в лицеях и университетах. Девушкам предлагался набор дисциплин иного порядка – их, в основном, готовили к семейной жизни, к роли домохозяек.

В 1918 году в народном образовании произошли существенные изменения. Были ликвидированы классово-сословные учебные заведения: кадетские корпуса, лицеи, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища, школа отделилась от церкви, в школах ввели совместное обучение мальчиков и девочек. По новому закону совместное обучение должно было устранить неравенство между мужчиной и женщиной. Как отмечает один из крупнейших специалистов в области социальных наук академик И.С.Кон, только в XX веке образование стало не только всеобщим, разным, но и совместным: школа начала учить детей будущей совместной деятельности.

В 1943 г. в условиях военного времени было введено раздельное обучение в школах Москвы, Ленинграда, столицах союзных республик и краевых центрах, в крупных промышленных городах. Однако, эта реформа не показала преимуществ раздельного обучения. С учетом опыта работы школ, мнения учителей и пожеланий родителей в 1954-55 учебном году совместное обучение мальчиков и девочек в школах СССР было восстановлено.

В наши дни
В последние годы среди педагогов и родителей растет число сторонников раздельного обучения. Раздельных школ в нашей стране пока что немного. В большинстве своем, появляются экспериментальные классы в рамках обычной школы, которые получили название «классы параллельно-совместного обучения». Основные общеобразовательные предметы мальчики и девочки изучают отдельно друг от друга, но некоторые внеклассные и внешкольные мероприятия (занятия в различных кружках, экскурсии и т.п.) у них общие.
Основной аргумент сторонников раздельного обучения – мальчики и девочки развиваются по-разному. У каждого пола свои особенности мышления, восприятия, усвоения информации. Замечено, что при раздельном обучении повышается не только успеваемость, но и самооценка, самоуважение. Дети чувствуют себя в школе более комфортно, меньше стесняются. Учителям легче поддерживать дисциплину в классе и настраивать ребят на учебу.

Но есть и обратная сторона медали. При опросе общественного мнения в 2008 году в пользу раздельного образования высказались лишь 9% опрошенных, 81% россиян выступили за совместное обучение мальчиков и девочек.

Как мы видим, идея раздельного обучения имеет немало противников. Основной аргумент – искусственная изоляция детей в условиях школы недопустима, в конечном итоге она приведет к серьезным проблемам в общении с противоположным полом. Различное развитие мальчиков и девочек не повод для их разделения, наоборот, важно, чтобы они перенимали друг у друга особенности восприятия, ведь очевидно, что чем разнообразнее среда в классе, тем выше результат обучения. Помимо знаний дети в школе учатся жить в большом коллективе, общаться со сверстниками и налаживать контакты. Школа расширяет возможности личности, а раздельное обучение их сужает и обедняет. Детям из раздельных классов сложнее обучаться в вузах, сложно им и в дальнейшей жизни - ведь за стенами школы нет разделения по половому признаку.

Читайте также: