«Веселые картинки» отмечают юбилей

Легендарный детский журнал отмечает юбилей.

«Веселым картинкам» — 55. Легендарный детский журнал отмечает юбилей. О том, как издания для самых маленьких борются за место на рынке, и чем сегодня можно заинтересовать читателя поколения комиксов и Интернета — корреспондент радио «Вести ФМ» Анна Щербинина.

«Веселые картинки», «Мурзилка», «Костер» — еще 20 лет назад эти журналы по тиражам могли конкурировать с популярными взрослыми изданиями. Их читали все дети страны, в них печатались лучшие советские писатели и художники. Первые рассказы Довлатова появились в «Костре», Илья Кабаков делал иллюстрации для «Веселых картинок» и «Мурзилки». Сегодня легендарные детские журналы сталкиваются с недетскими проблемами — тиражи падают, подписка дорожает, а интересы современных детей далеки от чтения, — жалуется главный редактор «Веселых картинок» Инна Антипенко.

Антипенко: В начале 90-х тиражи у всех были еще очень большие, несмотря на сокращение рынка, но, тем не менее, с 2000-х годов сокращение тиражей нахлынуло новой волной. Связано это не только с экономической ситуацией, но вторая проблема — это падение интереса к чтению. Не только не читают дети, но, самое страшное, не читают и родители.

В такой ситуации конкуренция становится жестче. Полки книжных магазинов завалены комиксами и переводными журналами с популярными зарубежными героями. Любимцам советских детей Карандашу и Самоделкину приходится соревноваться с Микки Маусом и Барби, а создателям российских журналов — придумывать новые способы привлечь маленького читателя, — рассказывает Антипенко.

Антипенко: Мы проводим много детских конкурсов рисунка, театрализованных всевозможных праздников, представлений. Наши веселые человечки — наши главные герои, они умеют общаться не только с детской, но и со взрослой аудиторией.

Изменилась и система подписки — получение журналов по почте с опозданием на пару недель, а то и месяцев — уходит в прошлое. На смену приходит интернет-подписка. Еще один ключ к успеху на современном рынке детской периодики — это профессиональный коллектив. Журналы, где печатались Эдуард Успенский, Григорий Остер, Сергей Маршак, не боятся приглашать молодых авторов — говорит главный редактор по детской литературе издательства «Астрель» Ольга Муравьева.

Муравьева: Когда к нам приходят молодые писатели — первый вопрос, который мы им задаем — были ли у вас публикации в журнале. И если, например, нам называют такие имена, как «Веселые картинки» или «Мурзилка», здесь мы прислушиваемся к мнению людей, работающих в журналах и отбирающих новые стихи, новые рассказы, и стараемся привлекать их к себе после.

Тем не менее, держать высокую планку качества, которой славились детские журналы в советские годы, сегодня все сложнее, — добавляет Муравьева.

Муравьева: К сожалению, жизнь их достаточно трудна, что неправильно. И работа их не такая благодарная, но там работают люди увлеченные и очень преданные детям. Конечно, по сравнению с 60-70-80 годами, ну, есть какая-то бедность, но это не потому что это какая-то недоработка журналов, а это, к сожалению, такие приметы нашего времени.

Цифры говорят сами за себя — тираж «Веселых картинок», в начале 80-х достигавший девяти с половиной миллионов экземпляров, сегодня — всего 118 тысяч. Примерно также дело обстоит и с другими когда-то популярными журналами. При этом многие детские издания советского периода вовсе не смогли найти своего маленького читателя.