К квалификации учителей предъявили новые требования

Сейчас новым профессиональным стандартам соответствуют около 100 учителей.

lori-0000748282-bigwww.jpg
Источник: Фотобанк Лори

С 2015 года к квалификации российских учителей будут предъявляться новые требования. В частности, каждый педагог должен знать иностранный язык, разбираться в социальных сетях, а также уметь преподавать ученикам-мигрантам и детям с ограниченными физическими возможностями. Интересно, что на сегодняшний день этим профессиональным стандартам в России соответствуют всего 100 учителей.

Теперь учитель обязан уметь преподавать всем категориям детей: от особо одаренных до отстающих в развитии. Педагог должен найти контакт с детьми мигрантов, для которых русский язык не является родным. Другими словами, каждый преподаватель должен быть еще и психологом, который найдет способ передать знания любому ученику. Помимо этого, российский учитель должен владеть иностранным языком, чтобы следить за публикациями новых научных исследований, мнений, рецензий о предмете, которые появляются в мире.

Естественно, сами педагоги резко отрицательно высказываются о новых требованиях к учителям. Впрочем, их аргумент можно назвать вполне адекватным: прежде чем менять профессиональные стандарты, следует изменить программы подготовки кадров в педагогических вузах, считают они.

«Документ отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя, – подчеркнул министр образования и науки Дмитрий Ливанов. – Мы с большим удовлетворением можем сказать, что стандарт состоялся, он готов и заработает как нормативный документ уже с 1 января 2015 года».

Напомним, что новые стандарты разрабатывались в течение последних двух лет по поручению президента Владимира Путина. При этом Минобрнауки не имеет четкого представления, как перейти к новым стандартам за такой сжатый срок. Предполагается, что в 2015 году начнется лишь «пилотно-экспериментальное применение» стандарта, то есть, школы будут сами принимать решение, готовы ли они соответствовать им или им нужен некий переходный период.

Конечно, каждый педагог должен стремиться к совершенству и постоянно учиться чему-то новому. Однако если строго следовать новым требованиям, то кто тогда будет преподавать в школах? Я, например, не вижу необходимости для учителя виртуозно разбираться в социальных сетях. Хотя я сама, например, умею обращаться с компьютером. И потом, мне кажется, что надо давать возможность преподавателям развиваться в своих областях. Иногда нагрузка в школе такая, что нет времени почитать какую-нибудь книгу для души, не говоря уже о научных публикациях. Но самое главное – это, то, как сейчас учат в педагогических вузах. Наши чиновники серьезно считают, что будущие учителя соответствуют всем этим требованиям? Я уверена, что нет. И язык иностранный не у всех совершенный. Поэтому лучше обратить внимание сначала на обучение специалиста, а уже потом устанавливать какие-то правила.
Ирина Лакшина