Школьное образование во всем мире находится в кризисе

К такому выводу пришли авторы доклада, подготовленного Всемирным Банком.

Причем, говорится в докладе, с кризисом сталкиваются школы как в бедных и развивающихся, так и в богатых и развитых странах мира. Правда, там и там проявляется тот кризис по-разному.

Контент недоступен

Так, в бедных странах дети начали проводить в школе больше времени (с 1950 по 2010 годы среднее время обучения в развивающихся странах выросло с 2 лет до 7,2 года), но зачастую так и не овладевают элементарными, необходимыми для жизни навыками: не могут правильно посчитать сдачу в магазине или прочесть рекомендации лечащего врача. По оценке авторов доклада, к ним относятся более 60% учеников начальной школы в развивающихся странах. В Перу, например, половина второклассников не может прочесть простейшие слова, а в Никарагуа половина третьеклассников не способна сложить пять и шесть. Для сравнения: с этими задачами легко справляются 99% выпускников начальной школы в Японии, 98% – в Норвегии и 91% – в Австралии. Такой феномен связан с тем, что находиться в школе и учиться – совсем не одно и то же, подчеркивают авторы доклада.

Тем не менее, в странах с высоким доходом есть свои проблемы в образовании. Например, плохая подготовка и низкая мотивация учителей. В Южной Корее, к примеру, старшеклассникам приходится помимо основной школы посещать частные, где их натаскивают на выполнение выпускных и вступительных тестов. В Финляндии, где модель образования считается «эталонной», сделана ставка на автономию учителей. Однако, считают во Всемирном Банке, возможность реализации такой модели под вопросом – все зависит от качества преподавателей, которое может оказаться невысоким. Кроме того, отрицательно влияет на результаты обучения плохой менеджмент в школах.

Контент недоступен

Что касается России, то, как пишут «Ведомости» со ссылкой на директора Центра педагогического мастерства Ивана Ященко, так и не овладевают базовыми знаниями и навыками 15% школьников. При этом российские родители – особенно в Москве и других крупных городах – начинают заботиться об образовании ребенка еще до поступления в школу. По словам научного сотрудника Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрия Логинова, это приводит к появлению другой проблемы – первоклассники приходят в школу переподготовленными, поэтому им скучно в начальной школе.