Воспитание в Израиле: что можно, а что нельзя

Образ еврейской мамы, которая не может надышаться на свое дитя, довольно устойчив. Поэтому может казаться, что израильским детям разрешено вообще все. Это и так, и не так – детей воспитывают не жестко, но когда они переходят границы, им быстро объясняют, что к чему.

Depositphotos_1414907_s800.jpg
Источник: Фото Legion-Media.ru

Раннее детство

В Израиле много разнообразных детских садов, куда можно отдать ребенка с полугода. У родителей есть выбор – свои детские сады есть не только у государства, но и у крупных компаний, где может работать кто-то из родителей. Детские сады могут быть с «продленкой» – они называются «маоны», и в их дополнительные услуги, помимо проведенного ребенком в саду времени, входят занятия музыкой и танцами, и шофер, который привозит детей в сад на автобусе и отвозит их домой. Одна из характерных особенностей Израиля – семейный детский сад, который называется «мишпахтон». В детских группах мишпахтона не более пяти-шести детей, воспитание похоже на домашнее, но занимаются малышами непременно профессионалы с педагогическим образованием. Во всех израильских детских садах есть компьютеры и библиотеки, дети ездят на эскскурсии, ставят спектакли, занимаются спортом, а с пяти лет начинают ходить в старшую группу сада (ее посещение обязательно) и готовиться к школе. Читать и писать в старшей группе не учат, но необходимые для школы навыки прививают.

Что можно перенять. В частных детских садах, если ими управляют внимательные, добрые люди, разбирающиеся в детской психологии, ребенку может быть комфортнее, чем в больших группах детей, на которых кричит усталая воспитательница. Иногда друг друга выручают и мамы, собирая несколько детей и устраивая для них прогулки или игры.

Учеба

Младшеклассник может прервать урок и уйти в игровую комнату, а старшекласснику, который дурно себя ведет, могут дать сокращенное домашнее задание – шалости детей и подростков обычно считаются следствием перегрузок. Учителя не оценивают учеников, причем не только в негативном смысле, но и в позитивном, потому что считают, что это может ограничить детское развитие. На старшеклассников не давят, требуя учиться хорошо – но подростки знают, что плохая учеба может помешать им получить приличный аттестат и поступить в университет. Если упустить момент, то готовиться к поступлению придется за свои деньги уже после армии – в Израиле в армии служат и юноши, и девушки.

Что можно перенять. Версия о позитивном ограничении детского развития довольно интересна – все время повторяя, например, «Ты прекрасно рисуешь», можно направить ребенка в сторону живописи, но, тем самым, не дать ему возможности подумать о том, что музыка ему тоже нравится. Помните, что иногда даже похвала может сузить выбор.

Отношения со взрослыми

Израильские дети заявляют о своих чувствах открыто и не стесняются их. Например, сказать кому-то из родителей: «Ты меня бесишь!» – в порядке вещей, если подросток раздражен. Маленьким детям тоже позволяется кричать и баловаться – но запреты, конечно, в жизни детей присутствуют. В первую очередь они касаются безопасности, и все действия, которые могут принести ребенку вред, строго запрещены: нельзя трогать розетки, нельзя подходить к горящему камину, нельзя перебегать дорогу и так далее. И если ребенок капризничает или дерзит, отказываясь выполнять запреты, ему строго объяснят, что он неправ.

Что можно перенять. В семье обязательно должно быть несколько строгих «нельзя», с которыми все согласны. Если эти правила строго соблюдаются (к примеру, мама никогда не переходит улицу на красный свет и ребенку запрещает это делать), то у детей не возникнет желания их нарушать.

Запрет на насилие

Один из главных принципов Израиля в воспитании детей – ненасилие. Шлепнуть ребенка нельзя – и не только, потому что ему будет больно или он будет расстроен, а потому что насилие может породить насилие, и этот ребенок, в свою очередь, может потом кого-то ударить. А все сложности в детском поведении, с которыми не могут справиться учителя, контролируются полицией. Но представители правоохранительных органов всегда приходят в школу в гражданской одежде и ведут доверительные беседы с правонарушителем и его друзьями – часто этого бывает достаточно.

Что можно перенять. Израильские воспитатели уверены, что двухлетнему ребенку уже можно объяснить словами, что можно делать, а чего не следует. Эту уверенность неплохо перенять и другим родителям.

Жанна Сергеева
Аналитический психолог