Опасности чрезмерной опеки: мнение психолога

Современные дети, с одной стороны, с каждым годом развиваются все быстрее, а с другой – во многом беспомощны и не приспособлены к жизни.

lori-0003130661-bigwww.jpg
Источник: Migration

Многие родители младших школьников на консультациях в детском психологическом центре задают мне один и тот же вопрос: «Почему я в первом классе (далее идут варианты – сам готовил себе завтрак, сам делал уроки, сам следил за своими вещами, разбирался с конфликтами в школе, ходил в магазин за хлебом, сидел дома и никого не дергал), а вот они (мой сын, дочь, дети) не могут тарелку за собой убрать, не говоря о том, чтобы яичницу пожарить, уроки самостоятельно сделать, вещи грязные в ванную отнести, постель убрать, портфель собрать, физкультурную форму не забыть, дневник заполнить»?

Как пришел со школы, форму где снял, там и бросил, носки под кровать (откуда эта привычка?), учебники по всем диванам, столам. Итог: прихожу домой, как на поле куликовской битвы.

Почему же так происходит? Самостоятельные родители, выросшие в коммуналках, с детства привыкшие к ответственности, не могут воспитать элементарную самостоятельность и организованность у детей младшего школьного возраста?

Одна из причин заключается в том, что в больших городах стало небезопасно отпускать детей одних в школу, во двор, в магазин. Но это не объясняет, почему дети так беспомощны и в делах домашних.

Другая причина – от детей стали требовать так много в учебе, школьная программа настолько усложнилась, что если поручать ребенку еще и бытовые задания, то он просто не выдержит. Конечно, можно отдать ребенка в школу попроще, не загружать дополнительными занятиями, не учить иностранным языкам, а вместо этого научить готовить омлет и самостоятельно одеваться. Но кто из родителей на такое пойдет?

Третья причина – бытовые навыки самостоятельности перестали считаться общественной ценностью. Окружающие люди (учителя, другие родители и вообще взрослые) одобрительно относятся к тому, что ребенок хорошо учится, ходит во многие кружки и секции, принимает участие в конкурсах и читает книги по вечерам. Но они совершенно не обращают внимания на то, может ли ребенок самостоятельно собрать вещи в спортивную секцию, а вечером разобрать их снова (грязное – отдельно, чистое – отдельно), может ли приготовить или, хотя бы, разогреть элементарную еду, когда голоден. За сбор портфеля или уборку кровати не ставят отметок и не хвалят в школе. Взрослые никогда не спрашивают у знакомых детей, моют ли они за собой посуду, а спрашивают, как они учатся и чем занимаются дополнительно. Все похвалят ребенка, если он в выходной день сходит в секцию или кружок, и совершенно не обратят внимания, если он, например, уберет свою комнату и вытрет пыль.

Пока прямым текстом не спрошу: «Сынок, уроки заданы? Когда делать будешь?» – ходит, как ни в чем не бывало.
Как только морально «пнешь» – тут же: «А, да, уроки, щас мам». 

Иначе говоря, результат учебы очень важен, уроки должны быть сделаны, спортивную секцию надо посетить, школьный проект выполнить к сроку, в конкурсе принять участие, а каким образом, и кто организует весь процесс – это неважно. Цель, как говорится, оправдывает средства.

Действительно ли мы хотим добиться результата таким путем, или просто подвержены общественному давлению? А может быть, мы настолько устали от работы и стрессов, что проще сделать что-то самим, чем добиться этого от ребенка?

Когда мы жалуемся на наших детей за то, что они не самостоятельны, прежде всего, следует спросить самих себя, ставим ли мы себе задачу выработать эти навыки у детей, ценим ли мы самостоятельность у соседских детей, считаем ли таких детей примером для подражания?

Часто мамы и бабушки из лучших соображений готовят завтраки, накрывают на стол, убирают за ребенком, собирают ему портфель, потому что хотят, чтобы ребенку жилось лучше, чтобы у него не было тех трудностей, которые выпали на их долю. Но, к сожалению, параллельно происходит процесс выработки у ребенка потребительского отношения к родственникам. Если за тебя проверят, собрал ли ты портфель и сделал ли уроки, зачем учиться делать это самому?

Конечно, все мы переживаем за наших детей и хотим, чтобы у них все было хорошо – и в школе, и в жизни. Но, может быть, одной из составляющих этого успеха является уважение к родителям и навыки самостоятельного обеспечения некоторых потребностей собственной жизни?

Екатерина Каширская
Детский психолог