Американский стиль воспитания: мы выбираем свободу?

Свободные, раскованные, улыбчивые, большие патриоты и не всегда мудрецы – такими мы представляем себе жителей североамериканских штатов. Все эти качества они сами выбирают себе как ориентир с детства потому, что у них есть право на выбор, которого никто не отнимет. Оно воспитывается в детях и родителями, и обществом.

Depositphotos_11843811_s800_1.jpg
Источник: Migration

Раннее детство. Маленькие американцы чувствуют себя свободными с самого рождения: родители охотно берут их с собой и на вечеринки, и в рестораны, и в музеи. Во всех общественных местах есть возможность переодеть и накормить ребенка, и никто из окружающих не станет возмущаться его поведением, каким бы оно ни было.

Если родители считают нужным наказать малыша, они обычно лишают его каких-то радостей: похода в кино, игрушек или прогулки. Впрочем, и возможность как следует отшлепать сына или дочь отрицается далеко не всеми американцами.

Важная оговорка: ребенок должен быть согласен с формой наказания. Если он кому-то пожалуется, родителям может грозить серьезное судебное разбирательство, поэтому все больше местных мам и пап предпочитает разбирать проступки ребенка с помощью серьезного разговора.

Что можно перенять. Спокойное и дружелюбное отношение к чужим маленьким детям, которых родители привели в кафе или на выставку, и способность взять своих малышей, например, на вечеринку, не переживая по поводу того, что они непременно устанут или их поведение испортит кому-то праздник.

Учеба. Американские родители не очень переживают, если к моменту поступления в школу ребенок еще не умеет читать и писать – они уверены, что неграмотными их сын или дочка точно не останутся. Учителя в подготовительных классах тоже не особенно муштруют малышей: разучивают с ними песенки и считалки, лепят из пластилина, рисуют, сочиняют сказки.

А если у старшеклассника так и не возникнет желания как следует учиться, никто не станет на него давить – американские учителя уважают и такой выбор. Если человек не хочет учить алгебру или литературу, то имеет полное право этого не делать.

Об успеваемости ребенка учитель говорит с родителями во время индивидуальной встречи, так что шанса поставить в пример сыну или дочери одноклассника-отличника нет ни у кого. А понятия о морали и нравственности предлагаются школьникам с помощью различных плакатов с афоризмами великих людей, которые висят на стенах школы.

Что можно перенять. Отношение к учебе не как к работе на результат, а как к процессу, причем такому, который может быть интересным и доставлять удовольствие сам по себе.

Общение со старшими. Родители практически всегда участвуют в жизни школы и постоянно интересуются делами своих детей. Любое достижение ребенка, будь то выступление на школьном концерте или хорошая оценка, вызывают радость и восторг всей семьи.

Учителя также склонны поощрять заслуги своих учеников – особенно ценится проявление самостоятельного и творческого мышления. Нельзя сказать, что на уроках в американских школах царит полный хаос – во многих из них есть и правила, которые нужно соблюдать, и дресс-код, и вполне суровая дисциплина, но личность ребенка, его мнение, его убеждения взрослые всегда уважают.

Что можно перенять. Умение радоваться успехам ребенка, готовность хвалить его, передавать ему уверенность в том, что он способен добиться того, о чем мечтает, и убежденность, что даже если этого не произойдет, он все равно будет любимым и прекрасным.

Свобода. Американские дети, в сравнении со своими европейскими ровесниками, ложатся спать примерно на два часа позже. Разница во времени тут ни при чем – родители свободнее относятся к желаниям сыновей и дочерей, учителя проще смотрят на решения своих учеников: беременная семиклассница, например, никогда не станет «позором школы», за ней просто будет тщательнее присматривать школьная медсестра.

Американцы рано становятся самостоятельными, а отделяясь в юности от любящей семьи, помощи от родственников не ждут – американские бабушки и дедушки, например, никогда не сидят с внуками, предпочитая путешествовать и заниматься собственными делами.

Что можно перенять. Постараться больше доверять своим детям, давать им как можно больше нужной информации, но оставлять при этом свободу выбора. Как правило, люди, которых родители воспитывали именно так, относятся к своим делам и будущему гораздо серьезнее.

Жанна Сергеева
Аналитический психолог