Тихие дети: повод для радости или беспокойства?

Так что же такое тихий ребенок? Это удача для родителей - или повод насторожиться, задуматься?

a4e4b9913ba7a3dfdea5f92fd8c3462b.jpg
Источник: Migration

После того, как Оля родила дочку, её подруги-молодые мамы начали ей завидовать: Ксюша была тишайшим младенцем. Оля с гордостью рассказывала, что бывают дни, когда Ксюша даже не подает голос.

Девочка спокойно принимала все, что ей предлагали окружающие: положили, так положили, поиграли - хорошо, отошли - печально, но что поделаешь. Засыпала она одна, в отдельной комнате, с самого рождения; часами могла заниматься сама с собой, тихо играть с игрушками, пока ее не позовут обедать; ела все, что ей предлагали; все возрастные кризисы малышей мимо Оли прошли незамеченными.

Самым сильным протестом, на который была способна Ксюша - мотание головой из стороны в сторону с закрытыми глазами, да в минуты самого крайнего отчаяния - беззвучный плач, которого она как будто стеснялась, и поэтому всегда прятала от всех в ладонях или убегала в другую комнату.

Когда Ксюша пошла в детский сад её родители даже не заметили того, что девочке там очень неуютно. Другие дети скандалили, устраивали бурные сцены прощания, одна скандалистка ухитрялась даже выбегать вслед за мамой без обуви, а Ксюша только вздыхала и отворачивалась при прощании с мамой, и та с легким сердцем бежала на работу.

Для воспитателей Ксюша была ребенком-подарком: не видно и не слышно, выполняет все, что ей говорят, с первого раза, ну а то, что все время одна и одна - так не всем же быть общительными. Тихий ребенок - счастье для родителей, воспитателей и учителей. Оля очень гордилась Ксюшиным покладистым характером и спокойным темпераментом; в школе она училась хорошо, старательно... и по-прежнему находилась как бы за бортом кипучей общественной жизни: и одноклассники, и учителя ее не замечали.

Так же тихо, как всегда, Ксюша отреагировала в старших классах на то, что ее начали подтравливать одноклассницы, найдя в ней легкую добычу, безответную жертву. Она молчала, скрывая все эмоции; терпеливо сносила все усиливающуюся неприязнь одноклассниц, которые все дальше и дальше заходили в своей детской жестокости. Неизвестно, чем бы закончилась травля, если бы не окончание школы.

На выпускной вечер Ксюша просто не пошла. Мама тогда ничего не замечала: она была занята устройством своей личной жизни после развода. У Ксюши навсегда осталось с тех школьных лет чувство собственной ненужности, незащищенности. Ощущение своей второсортности она пронесла во взрослую жизнь, потихоньку закончив непрестижный факультет и получив незавидную профессию. Она так и не сумела познакомиться ни с одним молодым человеком, оставшись незамужней до критического возраста.

Сейчас ей 35, семьи у нее нет, и нет никакой перспективы на ее появление; должность у нее самая мелкая и незаметная, без каких-либо перспектив на улучшение. Живет она с мамой, которая частенько вздыхает: что ж ты у меня такая рохля-то выросла...

Так что же такое тихий ребенок? Это удача для родителей - или повод насторожиться, задуматься?

Многие педагоги и психологи сходятся во мнении, что тихие дети - это не так хорошо, как может показаться с первого взгляда. Все их кризисы проходят незамеченными окружающими - глубоко внутри. Если шумный, активный ребенок может выплеснуть свой стресс, неуверенность, страх в "показательном выступлении", быстро успокоиться и жить дальше, то тихий ребенок зачастую переживает все намного дольше, сильнее и глубже. То, что для шумного экстраверта пройдет быстро, вылившись в истерику со слезами, у тихони может стать настоящей травмой, долгое время не находящей своего выхода.

Дело осложняется тем, что все наши образовательные учреждения, в общем-то, ориентированы на большинство, а большинство как раз составляют «шумные», поэтому тихие робкие дети склонны жить на обочине общества, создавая для себя собственные маленькие ниши. И начинается это уже в детском саду. В школах тихие дети часто хорошо учатся, постепенно могут научиться "вливаться" в коллектив, но чувствуют себя в нем гораздо менее комфортно, чем экспрессивные активисты.

Жизнь тихого ребенка зачастую осложняется тем, что он по каким-либо причинам не оправдывает ожидание родителей (ведь принято считать, что ребенок обязательно должен расти умным, смелым, решительным и всесторонне гениальным). И родители, вместо того, чтобы помочь развить те качества, которых не хватает их ребенку, и всячески подчеркнуть те, что у него есть, начинают изводить его и себя вопросом "Ну почему ты не такой как все?"

Несколько простых советов родителям тихих и робких детей.

Первое. Примите то, что ваш ребенок не такой, как остальные, как данность. Лидерами (как и аутсайдерами) - не становятся, а рождаются, и вашей вины в этом нет. Так сложились гены, и ребенку нужно помочь жить с такими генами. Помочь ему адаптироваться в обществе, ориентированном на шумных и активных детей - ваша главная задача.

Второе. В вашем ребенке есть бездна отличных качеств, которые вы обязательно должны заметить и подчеркнуть. Лучше всего, когда минус небольшим усилием меняется на плюс: нерешительность становится разумной осторожностью, боязливость - неконфликтностью и миролюбием, вялость и инертность - вдумчивостью и спокойным темпераментом.

Третье. Поскольку тихие и робкие дети обычно пассивны и нерешительны, они замыкаются в себе и не умеют озвучить словами эмоции и чувства, и задача родителей - найти возможность разговорить такого ребенка, научить его выговариваться, наладить с ним контакт, доверительные отношения. На первых порах это может оказаться довольно трудной задачей, но постепенно, видя вашу активную заинтересованность, ребенок будет раскрываться все больше и больше.

Четвертое. Необходимо найти ту сферу, в которой ребенок максимально проявляет свои способности, путь это будет рисование, или музыка, или даже решение кроссвордов. Для этого лучше попробовать предложить ребенку несколько кружков и секций. Посещение дополнительных занятий часто помогает развить навыки общения, умение выразить свои мысли и чувства, способность решать нетипичные ситуации, принимать самостоятельные решения, выражать просьбу и отстаивать свою точку зрения.

Пятое. Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не по душе: это лишний раз утвердит в ребенке и без того слабую веру в себя. Мне приходилось видеть, как папы (или даже мамы) отдают своих тихих и робких сыновей в секции бокса или хоккея - видимо, в надежде воспитать в ребенке недостающую бойкость и мужественность. По понятным причинам чаще всего из такой затеи ничего не выходит. Не пытайтесь силой преодолеть робость ребенка: не заставляйте декламировать стихи перед знакомыми или выступать в садике. Не записывайте его в секцию или кружок, если он категорически против.

Шестое. Старайтесь как можно больше играть с тихим и застенчивым ребенком, проигрывая те или иные жизненные ситуации, устраивая постановки сказок и мультфильмов, следя за тем, чтобы в каждой разыгранной ситуации ребенок оставался победителем, смог решить трудную задачу. С помощью игры и сказкотерапии ребенку легче представить себя в смоделированных условиях. Так он постепенно учится решать проблемные ситуации.

Седьмое. Научите ребенка проигрывать, переживать неудачи, не зацикливаясь на них. Объясните, что у многих людей с первого раза получается далеко не все. Часто тихие дети пасуют после первой же неудачи и боятся повторять попытку в предчувствии провала. Ваша поддержка в этот момент необходимо как никогда. Расскажите о примерах провалов из собственной жизни; предложите ваш вариант действий в такой ситуации; иногда необходимо оказать небольшое давление на ребенка, чтобы он смог повторить попытку.

И самое главное. Любите своего ребенка таким, какой он есть, без всяких дополнительных условий. Иногда это бывает очень непросто, особенно если с рождением ребенка связывались какие-либо ожидания родителей. Ребенок не должен оправдывать ничьих ожиданий, он просто живет, он такой, какой есть, и самое необходимое для него - ваша любовь и поддержка.

Помните, что часто из тихих и робких детей вырастают очень тонко чувствующие, художественно одаренные личности, такие дети прекрасно разбираются во многих тончайших оттенках человеческих взаимоотношений, и из них получаются хорошие психологи. Именно с вашей помощью, опираясь на вас, ребенку будет проще преодолевать жизненные трудности, а также развить все таланты и способности, заложенные в него природой.

Юлия Бондарь
Мама двух детей, инженер-химик