«Рука помощи»: облегчаем ребенку привыкание к саду

Известно, что в первый год пребывания в дошкольном учреждении дети чаще болеют. Но иногда болезни следуют одна за другой непрерывно. Часто эмоциональное состояние и поведение ребенка существенно ухудшается. Чаще всего это бывает при тяжелой адаптации к детскому саду. В таком случае процесс адаптации требует специальной коррекции.

lori-0003828059-bigwww.jpg
Источник: Фотобанк Лори

Причины «отторжения» детского сада

Адаптация к детскому саду всегда болезненно ощущается и ребенком, и родителями. Течение процесса привыкания во многом определяется возрастом, в котором ребенок поступает в дошкольное образовательное учреждение. У детей первых трех лет жизни острый период адаптации длится обычно 1 месяц, у малышей дошкольного возраста – около 15 дней. Подострый период у детей раннего возраста продолжается 4-6 месяцев, крохи после 3 лет справляются с ним за 2-3 месяца.

Адаптация детей, впервые поступающих в детский сад в возрасте 1,5 лет, проходит тяжелее, чем у их более старших товарищей. В то же время, общепринятый срок поступления в детский сад (3 года) также вызывает сомнения у физиологов. В этом возрасте ребенок переживает очередной иммунологический кризис, и потому многие специалисты советуют отдавать его в сад или за несколько месяцев до 3 лет, или после достижения этого возраста. Легче всего переносят привыкание к детскому саду дети старше 5 лет.

Кроме того, тяжелое течение адаптации бывает у детей с отягощенным анамнезом. Сложно происходит привыкание к детскому саду у детей, страдающих атопическим дерматитом и рахитом, часто болевших воспалениями дыхательных путей на первом году жизни.

Тяжелая форма адаптации к детскому саду, протекающая с нарушениями поведения, чаще наблюдается у детей старше 1,5 лет, чьим мамам диагностировали во время беременности гипоксию.

Как помочь ребенку полюбить детский сад

1. Для того, чтобы малыш быстро и безболезненно справился с трудностями привыкания к новой среде, нужно еще до его поступления в детский сад максимально приблизить распорядок дня дома к режиму дошкольного учреждения.

2. В первые месяцы пребывания в детском саду происходит интенсивный обмен микрофлорой между детьми. Это способствует резкому возрастанию нагрузки на иммунную систему, что ведет к повышению заболеваемости. В связи с этим, не рекомендуют делать ребенку прививки за месяц до поступления в детский сад и в первые 1-1,5 месяца его посещения.

3. Ребенок должен социально и психологически «созреть» для пребывания в детском коллективе. Для ускорения этого процесса можно рассказывать и показывать ему, как весело детям в садике, какие интересные игрушки находятся в группе.

4. При наблюдении за состоянием здоровья ребенка особое внимание уделяется носоглотке. Даже при легком покраснении зева или появлении насморка лучше вывести малыша на 3-4 дня из детского коллектива. Это делается в интересах самого ребенка. На фоне некоторого снижения иммунитета активизация собственной бактериальной или вирусной флоры может привести к развитию острого респираторного заболевания (ОРЗ), поэтому ребенку необходим щадящий домашний режим. Однако и задерживаться дома более 2 недель не следует – иначе адаптацию придется начинать заново.

5. В первые дни и недели после поступления в детский сад рекомендуют забирать ребенка пораньше, не оставляя его там на целый день.

6. В адаптационном периоде у детей обостряется потребность в тесном эмоциональном и тактильном контакте с взрослыми, поэтому нужно чаще брать малыша на колени, прижимать к себе, обнимать.

7. Нужно сделать все, чтобы ребенку было комфортно в детском саду: дать с собой любимую игрушку, четко обозначить время, когда за ним придут. Важно заранее сообщить воспитателю, чем любит заниматься малыш, во что играть, каким уменьшительным именем его называют в семье.

Иммунно-витаминная помощь новичку детского сада

Всем детям во время адаптационного периода полезно назначение поливитаминов, настоя шиповника, дрожжевого напитка. Полезно употреблять минерально-поливитаминный комплекс, специальные детские травяные чайные напитки с седативным и иммуностимулирующим действием.

Часто малышам назначают отвары валерианы или пустырника на ночь и настой травы зверобоя утром. Но надо учитывать, что в летний период зверобой может вызывать побочные реакции у детей с нежной кожей и светлыми волосами. Иногда рекомендуют использовать экстракт элеутерококка, порой назначается физиотерапия (УФО), или даже лекарственные средства.

Самостоятельно родителям сложно прогнозировать течение адаптации. Потому желательно найти время для встречи с медиками. Врач должен знать как можно больше о ребенке, чтобы решить, нужна ли ему в период привыкания к детскому саду медикаментозная поддержка.

Ирина Руженкова
Врач-педиатр