Дети дождя или еще раз про аутизм

Аутизм - это поведенческий синдром, объединяющий несколько конкретных признаков отклонения в психическом развитии, связанного с ослаблением или полной потерей контактов с окружающей действительностью, глубоким погружением в мир личных переживаний и потерей стремления к общению с внешним миром. Стремление личности к эмоциональным проявлениям индивидуальности при таком заболевании практически отсутствует.

Отличительной особенностью детей с аутизмом является однообразное (стереотипное), часто ритуальное поведение, которое проявляется в однообразном повторении одних и тех же простых движений или более сложных ритуальных действий. Многие из этих детей отличаются также чрезмерной психомоторной возбудимостью, двигательной расторможенностью, которая нередко сочетается с импульсивностью и агрессивным поведением.

Другие, напротив, заторможены, пассивны, слабо реагируют на внешние стимулы.

Симптомы становятся очевидны на втором году жизни, с двух до пяти лет формируются аутистические защиты: в это время дети максимально уходят в себя. Все симптомы аутизма можно встретить у трех-пяти детей из 10 тысяч. В мягкой форме он проявляется у 40 из 10 тысяч детей, причем у мальчиков втрое чаще, чем у девочек.

На что необходимо обратить внимание?

• В первые два года жизни аутизм может быть выявлен при наблюдении недостаточной привязанности ребенка к своей матери. Ребенок предпочитает оставаться один, и при этом он полностью поглощен контактом с окружающими его неодушевленными предметами. Речь ребенка развивается с задержками. Но даже когда речь достаточно развита, ребенок не очень охотно ей пользуется.
• У ребенка отсутствует сколько-нибудь длительный контакт «глаза в глаза» даже с матерью, не говоря уже об остальных людях;
• Ребенок не откликается на имя при сохранном слухе;
• Дефицит совместного внимания (то есть ребенок не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету);
• Ребенок никогда не обращается за помощью, не пытается чем-либо поделиться, не обращает ни малейшего внимания ни на кого из присутствующих, либо обращается с людьми как с неодушевленными предметами (обходит, отодвигает с дороги).
• У таких детей можно наблюдать склонность к сохранению всего в неизменном виде. Они не любят каких- либо изменений в окружающем их мире и активно им противостоят. Малейшие изменения вызывают у них вспышки гнева или чувство тревоги.
• Аппетит и сон таких детей нельзя назвать хорошими. Развитие интеллекта может быть как нормальным, и даже ускоренным, так и отстающим и неравномерным.

Поставить диагноз «детский аутизм» невероятно сложно. Перечисленные симптомы часто свойственны абсолютно здоровым детям, поэтому насторожить должно не столько их наличие, сколько систематическое проявление. Даже опытному специалисту требуется много времени для наблюдений и анализа картины данного психического нарушения: зачастую для уточнения диагноза необходимы повторные или даже многократные приемы, тесты и консультации.

Если диагноз «аутизм» установлен.

Первое - следует принять, что этот диагноз - на всю жизнь. К сожалению, аутизм не проходит и не излечивается.

Второе - с аутизмом можно и нужно работать, чтобы смягчить его проявления. Помогать в этом должны специалисты. Очень помогает общение с родителями детей с аналогичным заболеванием: чужой опыт помогает иногда избежать собственных ошибок в воспитании и развитии ребенка.

Третье - не следует отрицать диагноз. Обычно перед тем, как его поставить, специалисты очень долго и взвешенно подходят к оценке большого количества критериев, поэтому не стоит считать нарушения общения, речевые проблемы и стереотипы в поведении объяснять проявлениями индивидуальных особенностей характера.

Четвертое - время - дорого. С возрастом особенности ребенка-аутиста, если с ними не работать, только усугубляются. Чем раньше начато лечение и коррекционная работа - тем больше шансов смягчить проявления болезни.

Пятое - не стоит считать диагноз приговором. Обычно он ставится в возрасте 3-5 лет, а в это время очень сложно сказать о степени заболевания, о ходе его развития, течения. Очень многое зависит от того, насколько сильно выражено расстройство. В некоторых случаях возможна более чем успешная адаптация и социализация, получение профессии и дальнейшая результативная профессиональная деятельность.

Шестое - проведение совокупных коррекционных, логопедических и педагогических мероприятий в следующих направлениях:

• Ранняя диагностика особенностей психического развития ребёнка
• Коррекция психомоторного, интеллектуального и эмоционального развития ребёнка
• Работа с эмоционально-волевой сферой и коммуникативными нарушениями
• Социальная адаптация и формирование школьных навыков.
• Консультации логопедов, психологов и дефектологов.

Помните, что время - главный враг ребенка с таким заболеванием. Каждый день без прогресса - это ухудшение, так как другие дети развиваются, в то время как ваш ребенок стоит на месте. Доверяйте своим чувствам, доверяйте своему ребенку. Никогда не отчаивайтесь! В абсолютно любой стадии заболевания можно добиться очень значительных результатов, если вовремя и систематически начать применять все те методики, которые уже разработаны специалистами по этому заболеванию к сегодняшнему дню.

Юлия Бондарь
Мама двух детей, инженер-химик